Научно-познавательные тексты, безусловно, сильно отличаются от художественных. Возьмем в качестве примера научно-познавательного текста статью о стрижах из энциклопедии. Из этой статьи мы узнаем много информации, например: к какому виду, роду, классу относятся стрижи, какого они размера и какой окраски у них перья. Из энциклопедии мы также узнаем, что стрижи перелетные птицы; в статье мы сможем прочитать, когда и куда они улетают на зимовку. Также в статье мы прочитаем об образе жизни этих птиц: чем они питаются, как выводят птенцов и так далее.
Рассказ В.П. Астафьева "Стрижонок Скрип" тоже о стрижах. Однако писатель не стремиться рассказать нам как можно больше о стрижах как о виде птиц. Астафьев пишет о жизни одного стрижиного семейства, где вылупился стрижонок Скрип. Видно, что писатель очеловечивает птиц: они думают, испытывают эмоции - совсем как люди. На самом деле это не так, но ведь рассказ - художественное произведение, а не научно-познавательное.
Кроме того, писатель использует различные изобразительно-выразительные средства, чтобы сделать произведение увлекательнее. Например, Астафьев пишет: "Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето. Прилетают они тоже в одну ночь и приносят с собою лето."