Детство Николая Заболоцкого прошло недалеко от Казани в богатом помещичьем
имении, где отец будущего поэта служил управляющие и, по совместительству,
агрономом. Однако буйство красок этого щедрого края не особо впечатляло
маленького мальчика, который больше интересовался не литературой, а наукой. Плюс
ко всему, Николай Заболоцкий весьма скептически воспринимал работу своего отца,
считая, что будущее отнюдь не за сельским хозяйством, а за развитием
промышленности.
Судьба распорядилась так, что мечтам о научной карьере Николая Заболоцкого не
суждено было сбыться. Он отказался от обучения в Московском университете на
медицинском факультете, перебрался в Петроград и решил попробовать свои силы в
литературе. Именно в этот период будущий поэт начал осознавать, что творчество
неразрывно связано с природой, которая является источником красоты и
вдохновения.
В 1953 году, за 5 лет до смерти, будучи уже достаточно известным и признанным
поэтом, Николай Заболоцкий написал стихотворение «Я воспитан природой суровой…».
В нем автор не только признал собственные ошибочные суждения, так
свойственные молодости, но и переосмыслил свое отношение к простым и очевидным
вещам. Не последнюю роль в процессе формирования нового, достаточно
философского мировоззрения поэта, сыграли арест и сибирские лагеря, в которых
Заболоцкий провел без малого 5 лет. Именно здесь он научился ценить те маленькие
житейские радости, которых не замечал в повседневной жизни, и осознал, что
является частичкой огромного и удивительно прекрасного мира.
Свое стихотворение Николай Заблоцкий начинает со строчки «Я воспитан природой
суровой», тем самым подчеркивая, что именно на чужбине, в далекой северной
стороне, где 9 месяцев в году царит зима, он научился жить в гармонии с
окружающим миром. Поэтому автор отмечает, что ему не нужны яркость красок и
благоухание цветочных ароматов. Достаточно увидеть «одуванчика шарик пуховый»
или же «подорожника твердый клинок», чтобы ощутить то особое волнение, которое
испытываешь при встрече с чем-то близким, до боли знакомым и родным. Поэт
признается, что простое растение его волнует гораздо больше, чем экзотический
цветок-чужестранец. И в этом нет ничего удивительного либо необычного, так как
«государство ромашек», раскинувшееся на берегу прохладного ручья, ассоциируется
у Николая Заболоцкого с родиной, суровой, неприветливой, но, вместе с тем, такой
близкой и восхитительно прекрасной.
На лесной опушке, вслушиваясь в журчание ручья и вдыхая аромат полевых трав,
автор готов лежать часами, «запрокинув лицо в небосвод». Ведь родная
земля дает ему силы и делится своей мудростью, которую раньше автор с
пренебрежением отвергал, не видя очевидной связи между людьми и
природой. Однако с годами, ощущая себя частью этого удивительного мира,
Николай Заболоцкий начинает понимать, насколько ошибался, отказываясь от того,
что принадлежит ему по праву. И новые знания, открывающиеся перед автором, не
отдаляют его от окружающего мира, а, наоборот, помогают найти в нем свое
подлинное место и научиться слышать шелест листьев, шум ветра и журчание
воды.Более того, Николай Заболоцкий признается, что бесконечный мир, открытый
перед ним, словно страницы увлекательной книги, готов поделиться своими
секретами. Поэт отмечает, что мог бы бесконечно долго лежать и думать «думу
беспредельных полей и дубрав». Этой фразой автор подчеркивает, что ощущает свое
единство с природой, мысли ее критериями и понятиями. Поэтому он может подметить
каждую мелочь и деталь, которые вызывают целую гамму чувств и дают то
удивительное ощущение полноты жизни, так свойственное творческим натурам.
Помогла чем смогла.