Русский язык 7 класс «Частица»
Тема: Модальные частицы. Вопросительные, восклицательные,
указательные частицы.
Цель: расширить понятие о частице как о служебной части речи
через ознакомление с вопросительными, восклицательными,
указательными смысловыми частицами.
Задачи:
Образовательные: обеспечить в ходе урока усвоение основных понятий: модальные частицы со значением вопроса, восклицания, указания; показать богатство оттенков значений модальных частиц; продолжить формирование навыков самоконтроля, работы со словарной статьей.
Воспитательные: содействовать эстетическому воспитанию школьников; совершенствовать культуру труда на уроке.
Развивающие: содействовать развитию слухового внимания, творческих способностей, умению анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы.
Оборудование: Учебник русского языка 7кл. Баранов М.Т., Григорян Л.Т. и др., аудиозапись, ТСО, словарь Ожегова, журнал «Домино», фотография с выставки, сигнальные карточки, индивидуальные карточки, задания для практического исследования, матрицы для выполнения графического диктанта, рефлексивные карточки.
Тип урока: урок изучения нового материала
Ход урока:
Организационный этап
взаимное приветствие учителя и учащихся, сообщение о присутствующих гостях, проверка подготовленности учащихся к уроку, рефлексия.
Этап разносторонней проверки знаний и умений
Выборочная проверка домашнего задания;
Работа по индивидуальным карточкам;
Фронтальная беседа;
Словарный диктант
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
Работа над новым словарным словом предварительно (проговаривание, нахождение лексического значения в словаре Ожегова, подбор однокоренных слов)
Работа с предложением, взятым из интервью Ксении Васильевой с новокузнецким художником К. Двериным (журнал «Домино», фотографии с выставки)
Предваряя выставку, даете ли вы пояснение своим картинам?4
Назовите служебную часть речи, которая есть в этом предложении.
К какому разряду относится эта частица?
Какой смысловой оттенок придает она всему предложению?
Этап усвоения новых знаний
Работа с предложенным текстом (повторить ранее изученные сведения о диалоге, вставить подходящие по смыслу частицы, ответить на вопросы: какие чувства выражены при помощи этих частиц? Какие частицы выражают вопрос, восклицание, указание? Ответы на предложенные вопросы найти в рамочках параграфа №64)
Работа со схемой (зафиксировать в схеме найденные ответы на вопросы, проговорить ее соседу)
Этап закрепления нового материала
Первичное закрепление (дидактическо-динамическая пауза) проговариваю фразу, в которой есть изучаемая частица, при этом ученики, сидящие на первом варианте встают в том случае, если слышат фразу с вопросительной частицей, на втором – с восклицательной, на третьем – с указательной:
Неужели не придешь?
Вот мой дом.
Что за фильм!
А вот речка!
Разве это ты сделал?
Как здорово!
Комментированное письмо у доски (запиши предложение, укажи разряд частицы)
Вон даль голубая видна.
Разве можно забыть этих русских мальчишек?
Как воздух чист!
Конструирование предложений
Сделайте предложения более выразительными, используя:
вопросительные частицы
1р. Сегодня среда?
2р. Вы купили билет?
3р. Мы успеем на концерт?
восклицательные частицы
девочки: Хороши мальчишки в нашем классе!
мальчики: Прекрасны девочки весной!
указательные частицы
все: Моя родная школа.
Устная работа с текстом
прочти текст «Три товарища», ответь на вопросы: чем отличаются эти предложения, какой частью речи в каждом из них является слово как?
Работа с иллюстрацией (рассмотри иллюстрацию, составь одно – два предложения, используя изученные частицы)
Этап проверки понимания учащимися нового материала
Графический диктант
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вопрос.
воскл.
указан.
Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл…
Как не любить воспоминания о детстве!
Что за спектакль был сегодня!
Неужели и жизнь отшумела, отшумела, как платье твое?
Не правда ли, что Париж – столица Франции?
Посмотри: вон, вон играет, дует, плюет на меня…
Как хороши весной в лесу цветочки!
Разве можно вести себя так?
Вот он кричит: поди сюда!
Вот и закончился диктант.
Проверка диктанта
Итоги урока
Рефлексия
Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж выполнения
Дополни схему примерами из параграфа №64
Составь текст на свободную тему с использованием изученных частиц.