Сказка Пушкина, несмотря на кажущуюся внешнюю простоту, свойственную
всему творчеству поэта, является глубокой по смыслу и сложной по
психологической насыщенности. Юной царевне автор противопоставляет злую
мачеху.
Молодую девушку поэт рисует доброй, кроткой, трудолюбивой
и беззащитной. Ее внешняя красота соответствует красоте внутренней.
Трудно ей жить в мире, где есть зависть, зло и обман.
Совсем иной предстает перед нами царица-мачеха. Она тоже красавица, но «гневлива», и ревнива, и завистлива.
Мысль
о том, что красота внешняя — ничто без красты внутренней, пронизывает
всю сказку. Молодую царевну многие любили. Возникает вопрос, почему же
они не спасли ее. Да потому, что только королевич Елисей любил ее
по-настоящему, искренне и преданно.
Действительно, обратимся к
сказке. Правдивое зеркальце невольно выдавало царевну. Один раз
пожалевшая девушку Чернавка тоже оказалась способной на предательство. А
доброта и сердечность лесных братьев были лишены настоящей глубины.
Верная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждая ее от вечного сна.
Зло, утверждает поэт, не всесильно, оно терпит поражение.
Злая
царица-мачеха, хоть «умом и всем взяла», не уверена в себе. Поэтому и в
зеркальце она нуждается постоянно. Умирает цари-ца-мачеха от зависти и
тоски. Так Пушкин показал внутреннюю несостоятельность и обреченность
зла.