Пушкин воспевает беспечное наслаждение жизнью,
дружеский пир, вино. Любовь для него — это тоже одно из жизненных
наслаждений, легкое, приятное чувство. Но определяющее влияние на
раннего Пушкина оказал все же не классицизм в его устоявшихся
поэтических нормах, а романтизм Батюшкова и Жуковского. Чаще через их
посредство поэт подражает Анакреонту, Тибуллу, Парни, Мильвуа и другим
западноевропейским поэтам. Очень скоро легкая, жизнеутверждающая поэзия,
понимание любви как веселого развлечения сменится гражданскими
мотивами, воспеванием гражданских доблестей. Чувство любви ставится на
одну линию с внутренней свободой. Любовь помогает поэту уйти от мира в
глубину своих чувств, где он полностью свободен и ни от кого не зависим.
В южной ссылке, в романтический период творчества, любовь для Пушкина —
это уже не «шалость юных лет», не патриотическое чувство к родине, а
глубокая, драматическая страсть. Любовь поэта-романтика часто
безответна, всегда несчастна. Она, подобно листку из стихотворения
«Сожженное письмо», горит в душе лирическою героя и сгорает за один миг,
оставляя после себя лишь пепел и опустошенную душу.
Прощай, письмо любви! прощай: она велела. Как долго
медлил я! как долго не хотела Рука предать огню все радости мои!.. Но
полно, час настал. Гори, письмо любви. Готов я; ничему душа моя не
внемлет. Уж пламя жадное листы твои приемлет… Минуту!.. вспыхнули!
пылают — легкий дым Виясь, теряется с молением моим. Уж перстня верного
утратя впечатленье, Растопленный сургуч кипит… О провиденье! Свершилось!
Темные свернулися листы; На легком пепле их заветные черты Белеют…
Грудь моя стеснилась. Пепел милый, Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди…
Это стихотворение рисует картину сожжения лирическим героем письма
любимой. Письмо дорого автору, он обращается к нему, как к живому
существу: «Прощай, письмо любви. Прощай! Она велела…». Читатель видит
перед собой взволнованного человека, который собирается «предать огню»
все, что было ему дорого, сжечь «все радости свои». Ему жаль
расставаться с любовным посланием, он колеблется, но «Час настал, гори
письмо любви». Это стихотворение проникнуто болью и горечью уже с самого
начала. Герой оставляет за возлюбленной право на выбор, даже если он не
в его пользу. Кажется, что у лирического героя не остается ни на что
сил, но он тверд в выполнении желаний любимой: «…прощай: она велела». И
опять же прощается герой не с письмом, а с любовью, которая его
покидает. Настроение лирического героя не равномерно. Едва успокоившись,
он тут же снова начинает страдать; это видно, благодаря тому, что автор
использует восклицательные предложения и умолчание. Сюжет
стихотворения, в общем-то, прост: любимая женщина потребовала от поэта,
чтобы он уничтожил ее письмо, что он, собственно, и делает; письмо
сгорает, поэт грустит. В соответствии с сюжетом в стихотворении три
части. Первая и третья части занимают по 4 стиха, а вторая — три
двустишия. Первая часть — монолог поэта, обрекающий письмо на гибель;
третья часть — монолог, обещающий сожженному письму — пеплу —
бессмертие. Таким образом, части первая и третья противоположны, как
понятия «смерть» и «бессмертие». В конце стихотворения поэт обращается
уже не к письму, как в начале стихотворения, а к тому, что от него
осталось, к «пеплу милому». Образ любимой проступает для автора сквозь
пепел. В самом пепле он видит черты любимой. Он просит у него остаться
«век со мной на горестной груди». Тем самым, мы понимаем, что письмо
сгорело, но чувства поэта еще не превратились в пепел, ему больно и
трудно. Пепел — воспоминание о радостном и горьком. Воспоминание
становится пеплом. Все стихотворение вообще написано в достаточно
быстром темпе. Чувства автора выражены без особых поэтических тропов,
лишь при помощи восклицаний, придающих картине сожжения письма
моментальность. Почти в каждой строке используется градация. Например:
Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым, Виясь, теряется с молением моим.
Этот горький финал заставляет Пушк