Nm
В конце 1956 года
М. А. Шолохов опубликовал свой рассказ «Судьба человека». Это рассказ о простом
человеке на большой войне. Русский человек прошел через все ужасы навязанной
ему войны и ценой громадных, ничем невосполнимых личных утрат и трагических
лишений отстоял Родину, утвердив великое право на жизнь, на свободу и
независимость своей Родины.
В рассказе поднята
проблема психологии русского солдата — человека, воплотившего в себе типические
черты национального характера. Перед читателем предстает история жизни
обыкновенного человека. Скромный труженик, отец семейства жил и по-своему был
счастлив. И вдруг война… Андрей Соколов ушел на фронт защищать Родину. Как и
тысячи других, таких же, как он. Война оторвала его от родного дома, от семьи,
от труда. И вся его жизнь как бы пошла под откос. На солдата обрушились все
тяготы военной поры, жизнь вдруг ни за что начала бить и хлестать его изо всех
сил. За что же этот человек так наказан? Страдание Соколова — это не эпизод,
связанный с судьбой одного человека. Это судьба России. В этом и заключается
смысл рассказа «Судьба человека».
Подвиг человека
предстает в рассказе Шолохова, в основном, не на поле боя и не на трудовом
фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В
духовном единоборстве с фашизмом раскрывается характер Андрея Соколова, его
мужество. Вдали от фронта солдат пережил все тяготы войны, бесчелове чные
издевательства фашистского плена. И не раз находил в себе мужество и, несмотря
ни на что, до конца оставался человеком. Но не только в столкновении с врагом
видит Шолохов проявление человеческого в натуре человека. Не менее серьезным
испытанием становятся для героя его утраты. Страшное горе солдата, лишенного
близких и крова, его одиночество. Ведь Андрей Соколов, вышедший из войны
победителем, вернувший мир и покой людям, сам потерял все, что имел в жизни:
семью, любовь, счастье… Суровая судьба не оставила солдату даже пристанище на
земле. На месте, где стоял дом, построенный его руками, темнела воронка от
немецкой авиабомбы. Он говорит своему случайному собеседнику: «Иной раз не
спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь,
меня так покалечила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке…».
Андрей Соколов, после всего того, что он пережил, казалось бы, мог озлобиться,
ожесточиться, но он не ропщет на мир, не замыкается в своем горе, а идет к
людям. Оставшись один на белом свете, этот человек всю сохранившуюся в сердце
теплоту отдал сироте Ванюше, заменив ему отца. Он усыновил Ваню именно потому,
что сам стал понемногу возвращаться к жизни.
Всей логикой
своего рассказа М. А. Шолохов доказал, что его герой ни в коей мере не сломлен
и не может быть сломлен жизнью. Пройдя сквозь самые тяжелые испытания, он
сохранил главное — свое человеческое достоинство, любовь к жизни, человечность,
помогающие жить, трудиться. Андрей Соколов естественно следует «золотому
правилу» нравственности: не делай больно другому. Он добр, доверчив к людям.
Нравственные связи с людьми не смогли оборвать никакие жизненные перипетии.
И еще на одну интересную черту характера героя
обращает наше внимание писатель. Соколов, прежде всего, думает о собственных
обязанностях перед людьми. Когда однажды Шолохова спросили, можно ли «Судьбу
человека » считать полемикой с рассказом Э. Хемингуэя «Старик и море», он
ответил утвердительно. Но полемичность рассказа гораздо шире. Здесь — полемика
со всеми, кто изображает «маленького человека », лишенного больших жизненных
устремлений и человеческих радостей, обреченного, не понимающего смысла тех
событий, в которых участвует или от которых бежит. Герой Шолохова знает свое
место в жизни и строит ее своими руками. Жизнеутверждающее искусство,
народность и великий гуманизм Шолохова раскрылись в этом рассказе с неувядающей
силой. Нравственная сила главного героя и высочайшее мастерство художника,
сумевшего в небольшом рассказе с потрясающей силой обрисовать трагическую
историю жизни обычного человека, покорили весь мир.