За что я люблю поэзию? Сколько бы мы не пытались жить правильно, в нашей душе, в глубине нашего сознания жива романтика, она неистребима, как и чувство прекрасного, извечное стремление к справедливости, к совершенствованию жизни и самих себя. Случайно взяла Лермонтова, и почему-то он совершенно иным стал в моих глазах — его поэзия, конечно, удивительно своеобразна! А Пушкин, Есенин! Какова должна быть сила воображения, наблюдательность и проникновенность у поэтов, так высокохудожественно и образно описавших природу, отношение к матери, Родине. Сколько теплых и нежных слов они выразили в своих стихотворениях. Люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей и, используя для этого свои, особенные приёмы и способы. Кто-то в своем творчестве использует символизм, т.е. некие придуманные слова, непонятные читателю, (В. Брюсов, К. Бальмонт). Другие пользуются приемами акмеизма, т.е. реальным изображением действительности (А. Ахматова, Н.Гумилев). При чтении данных стихотворений не возникает вопросов о его содержании. В этом сила и тайна лирики. Каждый человек, в силу его интеллекта и мировоззрения, интересуется творчеством, которое ему близко по духу, разуму, кругозору. Очевидно, что каждый из нас воспринимает поэзию по-своему. Не смотря на разное отношение людей к поэзии, она возрождает человека. Творчество поэтов для нас — святая святых, чью красоту мы сохраним на всю жизнь. Человек рождается для познания внешнего мира, законов его развития. Только от человека зависит, какой будет его жизнь — полной, интересной или пустой, однообразной.
Раньше я не очень любил поэзию. И стихотворения не любил читать, какие-то они заумные, непонятные или, наоборот, слишком простые, примитивные. Словом, жанр скучный и абсолютно бесполезный.
А несколько лет тому назад мне на глаза попалось классическое японское стихотворение. Оно очень коротенькое, поэтому я процитирую его полностью.
Цветы весной,
Кукушка летом,
Осенью дожди,
Холодный чистый снег Зимой.
Меня оно потрясло. Как можно еще лучше, четче описать времена года, что можно добавить к этому описанию? В пяти коротких строчках, навевающих грусть и радость одновременно, изображены все сезоны с потрясающей простотой и лаконичностью.
Я вдруг понял, что такое поэзия, что такое литература вообще. Понял, как нужно писать сочинения, письма. Понял, что нужно ясно выражать свои мысли, и тогда описываемые образы сами возникнут в воображении. Я научился читать стихотворения, понимать их. Нужно домыслить, дорисовать в воображении то, что поэт наметил немногими словами.
К большому сожалению, мне так и не встретился больше сборник с японскими стихотверениями этого автора, но зато удалось найти книжку классических японских трехстиший хокку.
Как чудесны эти стихи — маленькие волшебные картинки. Прочитаешь их — и будто собственными глазами увидишь зеленые горы Есино, дворцы и храмы древней столицы Японии Киото, площади и базары новой столицы Токио. Зашумят под ветром волны прибоя в бухте Сума, запоют печальную песню сосны в Суминоэ.
Японские поэты учат нас всматриваться в привычное и видеть в нем неожиданное, всматриваться в некрасивое — и находить в нем прекрасное, в простом замечать сложное, в частицах — целое, в малом — великое.
Увидеть прекрасное и не остаться равнодушным — вот чему учит нас поэзия, воспевающая человечность и жизнь.
И напоследок еще одно японское трехстишие о дне, когда я писал эту работу.
Погожий денек — Пригревает ласковое солнце В зимнюю стужу.