Отъезд Тихона. Центральным моментом этой сцены является прощание Катерины с мужем перед его отъездом. Тихон отказывается взять Катерину с собой, обрушивает на нее, жаждущую любви и сочувствия, все свои обиды и недовольство жизнью. Это норма его отношения к жене.
Когда Катерина на упрек Кабанихи, что она не воет после отъезда мужа, заявляет: «Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить!», - мы воспринимаем это как начало протеста.
Роль эпизода - сцена является кульминацией внутренней борьбы Катерины.
Данное явление — непосредственное продолжение предыдущей сцены, когда очередная обида Катерины была порождена словами, усугубившими мучения и сомнения влюбленной женщины.
Мужу Катерина изменяет не по собственной прихоти, и не "в знак протеста" против калиновских нравов, и не ради "эмансипации". Ещё раз прочтите явление 4-е действия 2-го: оставшись наедине с мужем, Катерина (уже влюблённая в Бориса и уже фактически признавшаяся в этой любви Варваре) просит его: "Тиша, не уезжай! Ради Бога, не уезжай! Голубчик, прошу я тебя! " . Уже окончательно поняв, что мужу она не нужна, Катерина молит его: "Возьми ты с меня какую-нибудь клятву страшную... " Но и этого Тихон не делает.
Любви, настоящего чувства, истинной верности от Катерины никто не ждёт, никто не требует. Кабаниха, которая олицетворяет собою калиновскую обывательскую традицию, настаивает лишь на строжайшем соблюдении внешних форм. Что там в душе делается, на самом деле происходит, её совершенно не волнует. Это особенно ярко видно в сцене прощания Катерины с Тихоном перед его отъездом (действие 2-е, явления 4-е и 5-е) : "Что ты на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж, глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся! "