Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках
рабовладельческого общества. Правомерно
утверждать, что, хотя древнеримские мастера продолжали традиции
эллинских, все же искусство древнего Рима -- явление самостоятельное,
определявшееся ходом и ходом исторических событий, и условиями жизни, и
своеобразием религиозных воззрений, свойствами характера римлян, и другими
факторами.
Римское искусство как особое художественное явление стали изучать
лишь в ХХ веке, по существу только тогда осознав всю его самобытность и
неповторимость. И все же до сих пор многие видные антиковеды полагают, что
история римского искусства еще не написана, еще не раскрыта вся сложность
его проблематики.
В произведениях древних римлян, в отличие от греков, преобладали
символика и аллегория. Римский мастеров отличие от греческого, видевшего реальность в ее
пластическом единстве, больше склонялся к анализированию, расчленению
целого на части, детальному изображению явления. В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим
рельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные искусства с
иллюзорной трактовкой объемов и форм -- фреска, мозаика, станковая
живопись, слабо распространенные у греков. Предельно компактные, концентрические в своей сущности формы
классического Парфенона не исключали, а напротив, выражали открытость
здания просторам, окружавшим Акрополь. В римской архитектуре, поражающей
обычно своими ансамблевыми размахами, предпочтение отдавалось замкнутым
формам. Зодчие любили псевдоперипетры с колоннадой, наполовину утопленной в
стену. Если древнегреческие площади всегда были открыты пространству,
подобно Агоре в Афинах или других эллинистических городах, то римские либо
обносились, как форумы Августа или Нервы, высокими стенами, либо
устраивались в низинах. Отношение
римлян к форме, объему, пространству совершенно иное, нежели у греков,
основанное на принципе прорыва границ и рамок, на эксцентрической, а не
концентрической динамике художественного мышления. Важный фактор, воздействовавший на характер древнеримского
искусства, -- огромное пространство его поля действия. Динамичность и
постоянное расширение территориальных рамок древнеримского искусства со
включением в его сферу уже в V веке до н.э. этрусских, италийских,
галльских, египетских и других форм, с особенным значением греческих, -- не
может быть объяснено только свойствами римского художественного потенциала.
Это процесс, связанный с развитием общеевропейского искусства, в котором
римское начало играть роль особенную -- интерпретатора и хранителя
художественного наследия античной эпохи при одновременном выявлении
собственно своих римских принципов. Конец римского искусства формально и условно может быть определен
падением Империи. Периодизация римского искусства -- одна из самых сложных проблем его
истории. Если наметить основные этапы истории древнеримского искусства, то в
общих чертах их можно представить так. Древнейшая (VII - V вв. до н.э.) и
республиканская эпохи (V в. до н.э.-I в. до н.э.) -- период становления
римского искусства. В VIII - V вв. до н.э. римское искусство еще не могло соперничать не только
с развитым художественным творчеством этруссков и греков, но, очевидно, и с
достаточно отчетливо заявлявшей о себе художественной деятельностью
италиков.
Расцвет римского искусства приходится на I -II вв. н.э.Все художественное творчество Европы от средневековья до наших дней
несет на себе следы сильного воздействия римского искусства. Внимание к
нему всегда было очень пристальным. Историки от Ренессанса до ХХ
века отмечали в нем различные, но всегда близкие их современности черты. В
обращении итальянских гуманистов XV - XVI вв. к древнему Риму можно видеть
социально-политические, просветительско-моралистские, историко-художественные тенденции. В XVII в. древнеримским искусством
заинтересовались ученые других европейских стран. Это было время
интенсивного сбора художественного материала, период "антикварный",
сменивший гуманистический, ренессансный. Революция XVIII в. во Франции
пробудила внимание французских ученых и художников к римскому искусству.
Тогда же возникло научно-эстетическое отношение к древнему наследию. В конце XVIII - начале XIX в. древнеримским
искусством начали заниматься уже не частные лица, а государственные
учреждения Европы.