Основные положения философии
Наиболее выражает мою метафизику книга «Опыт эсхатологической
метафизики». Моя философия есть философия духа. Дух же для меня есть
свобода, творческий акт, личность, общение любви. Я утверждаю примат
свободы над бытием. Бытие вторично, есть уже детерминация,
необходимость, есть уже объект. Может быть, некоторые мысли Дунса Скота,
более всего Я. Беме и Канта, отчасти Мен де Бирана и, конечно, Достоевского как метафизика я считаю предшествующими своей мысли, своей философии свободы. — Самопознание, гл. 11.Во время ссылки за революционную деятельность Бердяев перешёл от марксизма («Маркса
я считал гениальным человеком и считаю сейчас», — писал он позднее в
«Самопознании») к философии личности и свободы в духе религиозного экзисцеолизма и персонализма.В своих работах Бердяев охватывает и сопоставляет мировые философские и религиозные учения и направления: греческую, буддийскую и индейскую философию, каббалу, неоплатонизм, гиностицизм, мистицизм, космизм, антрософия, теософия и др.
У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству
(«Философия свободы» и «Смысл творчества»): единственный источник
творчества — свобода. В дальнейшем Бердяев ввел и развил важные для него
понятия:
царство духа,царство природы,объективация — невозможность преодолеть рабские оковы царства природы,трансцендирование — творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия.
Но в любом случае внутренней основой бердяевской философии являются
свобода и творчество. Свобода определяет царство духа. Дуализм в его
метафизике — это Бог и свобода. Свобода угодна Богу, но в то же время
она — не от Бога. Существует «первичная», «несотворённая» свобода, над
которой Бог не властен. Эта же свобода, нарушая «божественную иерархию
бытия», порождает зло. Тема свободы, по Бердяеву, важнейшая в
христианстве — «религии свободы». Иррациональная, «темная» свобода
преображается Божественной любовью, жертвой Христа «изнутри», «без
насилия над ней», «не отвергая мира свободы». Богочеловеческие отношения
неразрывно связаны с проблемой свободы: человеческая свобода имеет
абсолютное значение, судьбы свободы в истории — это не только
человеческая, но и божественная трагедия. Судьба «свободного человека»
во времени и истории трагична.
Наличие содержащейся параллели с упадком античного мира в «Новом
средневековье» Бердяева отмечает Сергей Крих: у Бердяева конец
«современной античности»