Создавая рассказ «Матрёнин двор», А.Солженицын вознамерился
показать образ типичной русской женщины в лице Матрёны Васильевны. Как
известно, первоначальное название произведения, «Не стоит село без праведника»,
автору пришлось заменить из-за жесткой цензуры, не пропускающей рассказ в свет.
И действительно, главная героиня ведёт образ жизни, который можно назвать
праведным: она бескорыстно помогает не только родным и близким, но и просто соседям,
выполняя тяжёлую физическую работу, разделяя с ними последнее. Своей
отзывчивостью и добротой Матрёна Васильевна вызывает симпатию и расположение
читателя. Однако близкие люди героини совершенно не ценят её стараний и
наживаются на безотказности женщины. Так, Фадей, не пожелавший дожидаться
смерти Матрёны, решает отобрать у неё часть дома, завещанную её воспитаннице
Кире. Для Матрёны её дом – особенное место, с которым у героини связанно
множество светлых воспоминаний, родные стены становятся её защитой от всех
невзгод и обид, но тем не менее она с тяжёлым сердцем соглашается отдать часть
дома Кире. Корыстность Фадея, равнодушие близких Матрёны к её судьбе и
трагичной смерти противопоставлены тем светлым и добрым чувствам, которыми жила
героиня.
Я не могу равнодушно отнестись к рассказу Солженицына и
считаю, что Матрёна – настоящий образец стойкости духа, душевного благородства и
чистоты помыслов. Автор пишет, что героиня была «тот самый праведник, без
которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша», и мы
понимаем, что именно благодаря таким людям, как Матрёна, наше общество сохраняет
свои духовные ценности и культурные традиции.