Духовным наставником Шарикова
становится председатель домкома Швондер. Это идеолог нового строя. Такие
деятель есть во все времена, они легко приспосабливаются под веяния нового
времени, выбирая то. что им выгодно. Швондер
в повести символизирует партию, которая не просто опирается на таких,
как новоявленный Шариков, но и состоит из таких же, как Шариков, только те уже
успели подняться по служебной лестнице.Такие находятся всегда. Это не люди с
принципами, а те, которые ловко приспосабливаются. Новый герой под влиянием своего наставника
быстро находит свое место в жизни. Он пристраивается в отдел очистки,
отлавливает бродячих животных, особенно достается котам. Шариков совершает головокружительную карьеру,
которую позволяет сделать революция: из бродячей собаки- в начальники по очистке
города Так, некоторые из мелких спекулянтов стали потом в 90-е крупными «бизнесменами.
И теперь собачья злость и подозрительность заменили Шарику ставшую ненужной
собачью верность, преданность и благодарность. Шариков пишет донос на
профессора. . У него нет ни стыда, ни
совести, ни других положительных качеств, им движет лишь подлость и злоба.
Наглая убежденность, что
пришло время их господства, держится на вседозволенности для таких, как он. Это
Преображенский считает, что Шариков стоит «на самой низкой ступени развития» -
Швондер и революция считают иначе.
Кажется, что сюжет приобретает
смехотворность, когда Шариков буквально сживает профессора со свету. Но за этим
стоит трагедия русской интеллигенции, которая в те годы невольно помогла
большевикам укрепить свои позиции. Шариковы постепенно выдвинулись во власть и
стали не только отравлять судьбу нормальным людям, но и решать ее. Они стали
определять политику страны. История повторяется: те, кто был до 90-х никем,
потом очень быстро стал «всем».