Невозможно представить себе ревнителя русской истории, слабо знакомого со «Словом о полку Игореве». Это произведение предрасполагает к тому, чтобы перечитывать его не один раз. При этом кажется, что главное в «Слове» доступно даже тогда, когда речь идет о вещах не вполне ясных. Филологи и историки уже не первое столетие спорят о том, кто такие «хинове» или почему Русская земля скрылась «за шеломянем». Но, вроде бы, и без этого понятно, что хотел сказать наш древний поэт – достойный представитель идейной элиты Киевской Руси, выразивший редкое для той эпохи феодальных распрей чувство национального единства. Или же понятно только в самых общих чертах?
Может быть, если расшифровать все символы и поэтические обобщения «Слова», оно сумеет раскрыть перед нами некоторые из потаенных источников знания, которым владела русская героическая аристократия времен былинного богатырства? Кто такой, например, загадочный Троян, четыре раза упомянутый в «Слове» в самых разных контекстах? Вот эти таинственные места «Слова»:
«О Бояне, соловию стараго времени! А бы ты сиа плъкы ущекоталъ…, рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы».
«Были вЂчи Трояни, минула лета Ярославля, были плъци Олговы, Ольга Святъславлича…»
«Въстала обида въ силахъ Дажь-Божа внука, въступила девою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синЂмъ море у Дону».