ЖИВАЯ И МЕРТВАЯ РОССИЯ. Уже в самом начале
произведения автор показывает два мира:
реальный мир ,где действующее лицо Чичиков, и идеальный мир лирических отступлений, где главным героем является повествователь.
Реальный мир поэмы уродлив и страшен. У всех гоголевских помещиков характеры яркие , индивидуальные, запоминающиеся. Но при всем их внешнем
разнообразии суть остается
неизменной :владея живыми душами , сами они превратились в души мертвые.
Истинных движений живой души мы не видим
ни в пустом мечтателе Манилове , ни в крепколобой хозяйке Коробочке ни в «жизнерадостном хаме» Ноздреве, ни в похожем на медведя помещике-кулаке
Собакевиче. Автор стремится ответить на главный вопрос в чем причины «мертвечины»? Одна из главных
состоит в том, что люди забыли свое
прямое назначение. Помещики забыли о
своих обязанностях , начиная с Манилова
,который вообще не помнит,
сколько у него крестьян. Он не отец и не хозяин своим крестьянам. А настоящий помещик по
представлениям христианской России
должен служить нравственным примером для своих детей , крестьян . Коробочка,
как заботливая хозяйка, ведет
учет всему своему «товарцу» и хорошо
знает, что у нее умерло «осьмнадцать»
работников. Подтверждением того ,что
крестьяне для нее такой же предмет купли-продажи , как мед и пенька , служит
рассуждение о том , что ей «еще не случалось… продавать покойников».А Ноздрев деньги за все ,«что ни привезли из
деревни», прокутил и проиграл на ярмарке
. Собакевич с мужиками , которые у него «под властью», «в ладу» , потому что иначе ему же «будет
хуже». У Плюшкина за три года «проклятая горячка выморила… здоровенный куш мужиков» Причину омертвления души человека Гоголь
показывает на примере формирования характера главного героя Чичикова. Безрадостное детство, лишенное
родительской любви и ласки,
служба и пример
чиновников-взяточников
сформировали подлеца, который ведет себя,
как его окружение. Счастье его основано только на деньгах. Расчет
вытеснил из него все человеческие чувства
и сделал его «мертвой» душой. Чиновники города NN еще более обезличены , чем
помещики. Весь интерес жизни
сосредоточен на сплетнях , пересудах ,
зависти. Они отличаются друг от друга
только размером взятки, все они бездельники , это тоже «мертвые души». Но за «мертвыми» душами Чичикова чиновников и помещиков Гоголь разглядел живые души крестьян , силу
национального характера. В реальном мире «Мертвых душ» мертвая душа - обычное явление. В эпизоде смерти прокурора окружающие
догадались о том, что у него «была точно
душа», лишь когда от него осталось «одно
только бездушное тело». Гоголь изображает помещиков и чиновников со злой
иронией . Это не люди, а лишь бледное уродливое подобие людей. Крестьяне , списки которых просматривает Чичиков, «работали,
пахали, пьянствовали ,
извозничали , обманывали бар , а может быть,
и просто были хорошими мужиками.
И плотник Степан Пробка был
богатырем, который « в гвардию
годился бы», исходил с топором за поясом все губернии, съедая на грош хлеба да на два сушеной рыбы» и зарабатывая «целковиков по сту». Где бы ни «прибрала» его смерть , всегда найдется тот , кто продолжит его дело
и ,«подвязавшись веревкой», полезет на его место. Максим Телятников был «чудо ,
а не сапожник», а кончил тем, что «пошел попивать да валяться по улицам»
из-за беспросветности своей доли , когда честно не прожить , а обманывать не
научился. Григорий Доезжай-не- доедешь
скорее всего промышлял извозом и «отдал
богу душу» на дороге. Беглые крестьяне Плюшкина могут и «гулять по лесам», и сидеть в тюрьме, и пристать к другим господам, и ходить в «бурлацкой ватаге». Талантливость
народа открывается в сноровистости каретника Михеева, плотника Степана Пробки, кирпичника Милушкина и других . Крепостническая мертвящая
действительность разрушает добрые задатки в человеке , губит народ. На фоне
величественных бескрайних просторов Руси
реальные картины русской жизни кажутся особенно горькими. Так Гоголь показывает в своей поэме две России :
живую и мертвую.