Вася Теркин, любимый многими литературный герой военных лет, появился во фронтовой печати еще до Великой Отечественной – в 1939–1940 годах, во время войны с Финляндией. Создан он был коллективом авторов, среди которых был и Твардовский. Это был удачливый и веселый боец, всегда побеждающий врагов. Герой этот напоминал персонажей комиксов или серий карикатур: "Человек он сам собой / Необыкновенный... / Богатырь, сажень в плечах... / И врагов на штык берет, / Как снопы на вилы" и т.п.Тогда же, во время финской кампании, было задумано литературное произведение в стихах о неунывающем солдате "Васе Теркине". Как известно, герой прежних книг Твардовского (прежде всего знаменитой в советские годы поэмы "Страна Муравия") – крестьянин, мечтающий о счастье на родной земле, и крестьянская, деревенская тема была для Твардовского главной. Финская война, на которой был корреспондентом Твардовский, открыла ему новый пласт жизни, целый новый мир: "Мне открылся новый, необычайно суровый и вместе с тем очень человеческий, дружный и радостный мир. Я рад, что он стал доступен и понятен мне. Красную Армию я полюбил так, как до сих пор любил только деревню, колхозы. И, между прочим, очень много схожего. Мне кажется, что армия будет второй моей темой на всю жизнь", – писал поэт2. Наверное, точнее было бы сказать, что Твардовскому, хорошо знающему беды и заботы русского крестьянина, по-новому открылся во время войны все тот же русский крестьянин, русский характер, русский человек, но в его новой ипостаси: не хлебопашца и кормильца, а защитника Отечества, как не раз уже бывало в русской истории. Именно в этом заключался секрет будущей удачи поэта.
Также основной темой лирической поэзии Александра Трифоновича Твардовского является тема Великой Отечественной Войны. Множество стихотворений поэта-фронтовика, такие как «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась война», «Партизанам Смоленщины», посвящаются солдатам, умершим и оставшимся в живых, которые, чтобы спасти жизнь на Земле не берегли себя. Перед Твардовским возникла печальная необходимость превозносить «отца народов» в своих произведениях, его великие и страшные перемены. Я восхищаюсь автором за то, что Твардовский практически первым в советское время, в своих трудах пытался противостоять сталинизму. За то, что когда он являлся редактором журнала «Новый мир», Твардовский наперекор многим, позволил опубликовать произведение неизвестного тогда Александра Исаевича Солженицына «Один день Ивана Денисовича». За созданный им Василия Теркина, обычного русского солдата.