Название «Набат» говорит об одном конкретном пожаре, «Закон набата» — о
нравственной традиции. Символ традиции — набатный колокол, сброшенный с
колокольни, разбитый и увезённый из села. Остался только маленький
колокольчик — символ искусственно нарушенной традиции. Именно он
напоминает мужикам о законах, выработанных дедами и прадедами, и
заставляет действовать.
“Велик и непреложен закон набата: старый ты, усталый ли, занятой ли ты человек — бросай все дела и беги на зовущий голос.
Этот голос всегда означал только одно: другим людям нужна твоя немедленная, безотлагательная помощь <…>
И
поднимается в тебе (несмотря на беду) некое восторженное чувство, что
ты не один, что, случись у тебя беда, и для тебя точно так же побегут
люди, потому что велик и непреложен закон набата”.
рассказ «Мочёные яблоки» на первый взгляд никак не сочетается
с
темой рассказа и вносит оживление, интригу в повествование: читатель
всё время ждёт, словно недоумевая: при чём же здесь мочёные яблоки? В
результате они становятся символом бескорыстия и душевной открытости.
автор
применяет тот же приём, что и в рассказе «Закон набата»: последняя
фраза — скрытое обращение к читателю, которое заставляет подумать: а как
бы на месте прохожего поступил я сам? Стал бы помогать бескорыстно или
сразу попросил денег? И мы вновь понимаем, что речь идёт не только об
этой ситуации, но о десятках и сотнях подобных ситуаций, в которых
оказывается человек каждый день.