Герой романа
Лермонтова вызывает у меня двойственные чувства. Мне нравится, что у него
деятельная душа, он смел и предпочитает подставить лоб чеченским пулям, ищет забвения в рискованных приключениях ,
перемене мест, но все это лишь попытка
как-то рассеяться , забыть об угнетающей его огромной пустоте. Однако взгляды на
жизнь этого героя мне непонятны. Онубежден
, что жить «скучно и гадко». И за что бы ни брался Печорин , оборачивается
несчастьем для людей , находящихся рядом с ним. В повести «Бэла» он рушит жизнь
самой Бэлы , ее отца, Азамата и Казбича.
В повести «Максим Максимыч» Печорин подорвал веру старика в молодое
поколение. Он очень обидел доброго штабс-капитана , который был глубоко
привязан к нему . В повести «Тамань» его
действия приводят к неприятному изменению жизни контрабандистов, т.к. Печорин
позволил себе из любопытства и жажды приключений вмешаться в жизнь этих людей. В
повести «Княжна Мери» он убивает Грушницкого и рушит жизнь княжне Мери и ее матери. Печорин
вмешивается в завязавшийся роман Грушницкого и Мери, вихрем врывается в наладившуюся жизнь Веры Ему тяжко,
ему пусто , ему скучно. В повести «Фаталист» Печорин предсказывает
смерть Вуличу, что потом и происходит на
самом деле. Я считаю, что Печорин не лишен добрых порывов :
во время последнего свидания с Мери его охватывает сострадание, рискуя жизнью, он первым бросается в хату убийцы Вулича. Но
благие стремления Печорина не развились. Объяснить это можно так : духовная
пустота высшего общества исказила и заглушила возможности героя. Он идет по
жизни, ничем не жертвуя для других ,
даже для тех, кого любит , он любит тоже лишь «для себя» для собственного удовольствия. Мне не нравится,
что для Печорина не существует общественных идеалов. Какими нравственными
принципами он руководствуется? «Из двух друзей всегда один раб другого», - говорит он. Отсюда его неспособность к настоящей
дружбе и любви. Он эгоистичный и равнодушный человек, смотрящий «на страдания и радости других
только в отношении к себе». Творцом своей судьбы и единственным своим судьей Печорин считает только себя. Перед
своей совестью он постоянно отчитывается,
свои поступки он анализирует,
пытаясь проникнуть в истоки «добра и зла». «Я иногда себя презираю… Но оттого ли я
презираю и других?» Герой постоянно ощущает свою нравственную ущербность, он говорит о двух половинах души, о том , что лучшая часть души «высохла,
испарилась, умерла». Он признает себя «нравственным калекой». Это истинная
трагедия и наказание Печорина. Однако я не могу не отметить, что Печорин всегда искренен перед собой. Он
не скрывает он себя своих пороков, не
занимается самооправданием, не ищет
внешних причин и обстоятельств , обусловивших его поступки , он честно
признается себе в подлости, зависти и
многом другом , в чем не способен себе признаться , например, Грушницкий.
Беспощадность к себе - редкое свойство. «Я часто спрашиваю, зачем я так упорно
добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой
никогда не женюсь?..» Герой сам объясняет это «ненасытной жадностью», и это качество прослеживается на всем
протяжении романа. Печорин непременно желает участвовать во всех событиях чужой
жизни. Возможно , это было бы неплохой чертой характера, если бы такое вмешательство не доставляло
страдания другим людям. Лермонтов в своем
романе показал, что ярко одаренная
личность в кругу мелких людей обречена на непонимание и одиночество, а если ведет себя по «нормам этого общества, то и на постепенное самоуничтожение.