Искусство живописи пришло на Русь из Византии вместе с христианской религией. Первые иконы были привезены готовыми. Это бесспорно. В числе их икона "Владимирская Божья матерь", хранящаяся ныне в Третьяковской галерее. Писал ее, по преданию или по легенде, евангелист Лука. Надо полагать, не одну икону привезли из Византии на Русь. Но столько, чтобы хватило оснастить первые храмы. Привезенные икон можно было размножить для все новых и новых церквей, развозя их из Киева в глубину Руси. Но одних образцов мало. Нужны были живые учителя, тем более, они нужны были для писания фресок.
Жестокая, суровая, аскетическая манера письма постепенно смягчилась и, можно сказать, очеловечилась русскими мастерами. Вместо сухого канона и догмы появилось живое чувство непосредственности, первородство воприятия, радость открытия, торжество умения.
После Куликовской битвы к этому присоединилось также могучее чувство самосознания.