Родина для Лермонтова — понятие широкое и многоплановое. Его отношение к России проникнуто болью и гордостью за ее судьбу.
В ранней лирике Лермонтова звучат гражданские мотивы неприятия рабства (“Жалобы турка”), прославление революционного подвига (“10 июля 1830”), возвеличение былого могущества России (“Новгород”, “Приветствую тебя, воинственных славян...”). Социальные проблемы Лермонтов связывает с какими-то глубинными, историческими процессами.
В стихотворении “Монолог” поэт приходит к неожиданному и трагическому выводу — сама Родина обрекает своих детей на бездействие, на жалкое прозябание, на гибель талантов:
Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете...
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Когда мы их употребить не можем?
И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует...
Поэтому так силен в лирике Лермонтова мотив противопоставления современного, ущербного существования былому могуществу свободной России. Одно из высших проявлений силы русского духа Лермонтов находит в недавнем прошлом: в войне 1812 года. Победу России над Наполеоном Лермонтов воспринимает как символ торжества справедливости, огромной духовной силы нации. В стихотворении “Бородино” противопоставлены “нынешнее время” и время “былинных” богатырей:
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!