А1. Укажи предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Ребятам казалось, что, если они позовут на помощь, то их непременно кто-нибудь услышит.
2) Директор школы не знал, что ему делать и где искать ребят.
3) Старик сказал, что, когда он проходил по старой лесной дороге, он слышал вдали чей-то крик.
4) Все бросились в указанном направлении и скоро вышли на узкую тропу, которая вела к болоту и по которой почти никто не ходил.
А2. Укажи правильное утверждение о данном ниже предложении и о пунктуации в нём.
Над болотом повисла зловещая тишина ( ) и наши тринадцатилетние [перво-
проходцыk стали терять надежду.
1) Предложение простое с однородными членами; перед союзом И нужна запятая.
2) Предложение простое с однородными членами; перед союзом И не нужна запятая.
3) Предложение сложносочинённое; перед союзом И нужна запятая.
4) Предложение сложносочинённое; перед союзом И не нужна запятая.
АЗ. Укажи предложение, содержащее отличный от других тип подчинения.
1) Хотелось думать, что мальчишек найдут, что им влетит от директора и что вечером они, чистые и сытые, будут сидеть дома у печки.
2) Когда все добежали до болота, люди поняли, что спасти ребят ещё возможно.
3) Мужчины, которым не раз приходилось спасать людей на болотах и которые привыкли не терять головы в подобных ситуациях, принесли длинные, крепкие шесты.
4) Когда притихших, перепуганных ребят доставили в село и когда матери выбежали встречать спасателей и спасённых, общей радости не было конца.
А4. В каком предложении вместо тире нужно поставить двоеточие?
1) Разгорелась заря - мы отправились за грибами.
2) Начинался ураган - поднялся ветер, тёмные тучи покрыли небо, по полю ходили пыльные столбы.
3) Малыш закричал сбежалась вся семья.
4) Выучил уроки - напишешь контрольную работу.
А5. В каком варианте ответа правильно объяснён и указан знак препинания?
Земля до сих пор была влажной ( ) вечером прошёл сильный дождь.
1) В частях бессоюзного сложного предложения содержится перечисление фактов; нужно поставить запятую.
2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие из содержания второй части; нужно поставить тире.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на вывод, следствие из содержания первой части; нужно поставить двоеточие.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину происходящего в первой части; нужно поставить двоеточие.
Прочитай текст и выполни задания А6 и В1В4.
(1) А потом Николай Николаевич топил остальные печи, блуждая по комнатам, всматриваясь в картины, которые висели везде, от пола до потолка. (2) На них были изображены люди, каких теперь уже не встретишь. (3) У них были продолговатые строгие лица и большие вразлёт глаза. (4) Они молча следили за тем, как Николай Николаевич суетился, согнувшись возле печей, как он подбрасывал в них дрова и не давал огню погаснуть.
(5) Ведь если бы его предок, крепостной художник Бессольцев, не написал этих картин и если бы остальные Бессольцевы, из поколения в поколение, не сохранили бы их, то мир остался бы без этих живых лиц и никто бы никогда не узнал, что эти люди жили на нашей земле.
(6) Последнее время Николай Николаевич всё чаще думал об этом. (7) И его жизнь, в общем краткая и поэтому печальная, как каждая человеческая жизнь, вдруг стала длинной, и продолжалась она целые века.
(По повести В.К. Железникова [Чучелоk)
А6. Определи стиль и тип речи.
1) художественный; повествование
2) публицистический; описание
3) художественный; повествование с элементами описания и рассуждения
4) публицистический; рассуждение с элементами описания
Часть 2
В1. Найди в тексте сложносочинённое предложение. Напиши его номер.
В2. Среди предложений 14 найди сложноподчинённые предложения с определительной придаточной частью. Напиши их номера.
ВЗ. Найди в тексте сложные предложения с однородным соподчинением придаточных частей. Напиши их номера.
В4. Найди в тексте сложное предложение с разными видами связи. Напиши его номер