По мнению многих философов и мыслителей нашего времени
противоречие в культуре двадцатого века проистекают из противоречия
между человеком и машиной. Вообще, прошедший век продемонстрировал
человечеству, что культура как интегрирующее начало общественного
развития охватывает не только сферу духовного, но во все большей степени
- материально-го производства. Все качества
техногенной цивилизации, чье рожде-ние было отмечено чуть более трехсот
лет назад, смогли проявиться в полной мере именно в нашем столетии. В
это время цивилизационные процессы были максимально динамичны и имели
определяющее значение для культуры. Между традиционной гуманитарной
культурой европейского Запада и но-вой, так называемой «научной
культурой», производной от научно-технического прогресса XX века, с
каждым годом растет катастрофический разрыв. Вражда двух культур может
привести к гибели человечества.
Острее всего этот конфликт сказался на культурном
самоопределении отдельно взятого человека. Техногенная цивилиза-ция
могла реализовать свои возможности только через полное подчинение сил
природы человеческому разуму. Такая форма взаимодействия неизбежно
связана с широким использованием научно-технических достижений, которые
помогали современни-ку нашего века ощущать свое господство над природой и
лишали при этом его возможности ощутить радость гармонического
сосу-ществования с ней. Машинное производство
имеет космологическое значение. Царство техники - особая форма бытия,
возникшая совсем недавно и заставившая пересмотреть место и перспективы
человеческого существования в мире. Машина - значительная часть
культуры, в XX веке осваивает гигантские территории и овладевает массами
людей, в отличие от прошлых эпох, где культуры охватывали не-большое
пространство и небольшое количество людей, строясь по принципу «подбора
качеств». В XX столетии все делается мировым, все распространяется на
всю человеческую массу. Воля к экспансии вызывает неизбежно к
исторической жизни широкие слои населе-ния. Эта новая форма организации
массовой жизни разрушает кра-соту старой культуры, старого быта и, лишив
культурный процесс оригинальности и индивидуальности, формирует