Сократите текст,оставив главную мысль,не менее 70 слов
Отчего одни дети и подростки, имея свободу, раскованны, а другие
распущенны?
Разница в том, как пришла к ним свобода. К ответственности ведёт не та
свобода, что дана или подарена, а та, что добыта собственным усилием.
Ребёнка и подростка развивает не свобода, как иногда думают, а собственное
действие по добыванию свободы, самоосвобождение. Достичь подлинной
самостоятельности можно только самоосвобождением. Ребёнок и на свет
появляется сам – самоосвобождением.
Запомним это слово, быть может, относительно новое для нас и редкое в
педагогических книгах – самоосвобождение.
Когда ребёнка оставляют без внимания, без надзора, без влияния
взрослых, короче говоря, без воспитания, когда он растёт вроде
беспризорного, – он борется за себя в компании сверстников, на это уходят
все его силы, и он вырастает духовно бедным человеком (хотя возможны,
конечно, и исключения). Когда ребёнку приходится освобождаться от опеки
родителей, когда он борется за свободу в семье, то скандалы кухонного типа
не дают толчка для развития. Подросток добывает внешнюю независимость,
внешнюю свободу – чтобы сменить её, как уже говорилось, на зависимость
от сверстников. Для него свобода – лишь разменная монета: здесь добыл, там
продал. Самоосвобождения не происходит.
Таким образом, ценность самоосвобождения зависит от значительности
противника. Одно дело – освобождаться от мелочных родительских запретов,
другое – от темноты, от трусости, от социальной несправедливости, от
засилья дурных людей.