Тверское княжество Тверские земли, по всей видимости, не прошли через “окняжение”, они не знали наложения княжеской власти на древние формы общинного самоуправления и авторитет боярских родов. Князь был здесь “сразу” — он приводил с собой людей, расселял их, защищал от врагов. В тверской истории ни городское вече, ни боярство не играли такой роли, как в истории Новгорода или даже “старых” городов Владимиро-Суздальского княжества – таких, например, как Ростов. Слабость вечевых порядков или полное их отсутствие в тверских городах заметны и в тверском восстании против Чолхана 1327г. Тверичи, сильно притесняемые татарами, “жаловахуся многажды великому князю (Александру Михайловичу), дабы их оборонил. Но же, видя озлобление людии своих и не могы их оборонити, тръпети им веляши. И сего не тръпяще Тферичи искаху подобна (т.е. подходящего) времени”. Обстановка в городе явно была такова, что для массового выступления тверичей хватило бы малейшей искры — достаточно было большому количеству горожан собраться в одном месте — скажем, на вечевой площади. Однако события развивались иначе: на праздник Успения Богоматери, 15 августа, когда в Тверь сошлось много крестьян из ближайшей округи, попытка татар отнять лошадь у некоего дьякона Дудко привела, наконец, к взрыву народного негодования. К восставшим присоединился и великий князь со своей дружиной. Обратим внимание на то, что “подходящее” для восстания время наступает именно тогда, когда город полон пришлыми чужими людьми, не имевшими прямого отношения ни к Твери, ни к тверскому вечу (если такое вообще существовало). По существу, антитатарский мятеж становится возможен потому, что великий князь не может контролировать поведение пестрой толпы сошедшегося на праздник народа так, как это ему удавалось делать в обычное время. Князю в Твери противостоит не вече, а смешанная толпа горожан и крестьян, стихийно возникающая и распадающаяся. Столь же своеобразной оказалась и судьба тверского боярства. Тверские источники сохранили сведения о нескольких знатных тверских родах некняжеского происхождения, например о Борисовичах, которые, согласно народной “Песне о Щелкане”, возглавили тверское восстание 1327 г. Представители этих родов занимали должность тверского тысяцкого, выполняли дипломатические поручения князя. Пожалуй, наиболее известным из тверских послов-бояр был некий Фома, отправленный великим князем Борисом Александровичем на Ферраро-флорентийский церковный собор в качестве своего представителя. В то же время мы практически ничего не знаем о существовании на тверских землях крупных боярских вотчин. Да и могли ли они возникнуть в большом количестве, если хозяйственное освоение тверских земель на рубеже XII —XIII вв. шло одновременно с быстрым установлением и укреплением княжеской власти над этими землями? Похоже, что тверские бояре были по преимуществу служилыми; они сохраняли тесные связи с местными князьями вплоть до самого конца существования великого княжества Тверского. Массовый переход тверских бояр и удельных князей на московскую службу во второй половине XV в. свидетельствует об их интересе к службе сильному государю и, косвенным образом, о незначительных размерах их вотчинных владении на территории Тверского княжества.