При ознакомлении с архитектурой Суздаля не раз приходится поражаться тонким чувством ансамбля суздальских зодчих. Оно проявляется и в малом и в большом. Строилась ли небольшая группа зданий, пристраивалось ли к существующему зданию новое, создавался ли большой комплекс построек — почти во всех случаях результат получался одинаковый: поразительная гармоничность.Конечно, никак нельзя допустить, что эта гармоничность достигалась сама собой, как складываются нередко в красивый узор свободно разбросанные на ткани драгоценные самоцветы. Памятники древней архитектуры никто не «рассыпал» и не мог рассыпать, они сооружались по мере необходимости в течение веков и в большом творческом напряжении. Над выбором места и типа построек думали и заказчики и мастера. Но ни заказчики, ни мастера не проектировали города в целом, формирование его архитектурного облика происходило в связи с историческим развитием. Важно поэтому выявить, что в истории Суздаля обусловило особые качества его ансамбля и какова была роль в этом самих зодчих.Знакомство с историей застройки Суздаля приводит к заключению, что кремль уже к началу XVI века потерял свое значение архитектурного ядра города. Возникшие еще в XIV—XV веках на периферии города монастыри в XVI веке становятся не менее значительными архитектурными центрами. Это в первую очередь относится к Покровскому и Спасо-Евфимиевскому монастырям. Мощное пятиглавие кремлевского собора уже не доминировало над Суздалем, так как такое же пятиглавие имел большой Преображенский собор Спасского монастыря. Расположенный между кремлем и Спасским монастырем Ризоположенский собор XVI века не мог претендовать на положение архитектурного центра города в силу своей интимности, но тоже был довольно самостоятелен. Таким образом, ансамбль Суздаля был многоцентровым. Эта многоцентровость способствовала более или менее равномерному распределению памятников монументального зодчества, так как почти к каждому центру тяготела группа «дочерних» построек. В Суздале не произошло того, что получилось, например, во Владимире, где древнему кремлю с его знаменитыми соборами в свое время не были противопоставлены достаточно мощные дополнительные архитектурные комплексы, и поэтому отдельно стоящие древние сооружения (кроме Золотых ворот) «утонули» в поздней застройке.Но сказанного мало. Ансамбль Суздаля уже в XVI веке был хотя и многоцентровым, но художественно единым. Единство поддерживалось тем, что ядром каждого архитектурного комплекса было здание соборного типа (трехглавое или пятиглавое), выступающее в окружении шатровых построек. Почти все памятники наметившихся «центров» были художественно взаимосвязаны. Пятиглавый Преображенский собор восходил к собору кремля. Трехглавый Ризоположенский собор — к собору Покровского монастыря. Формы последнего в известной степени воспроизводились в силуэтах Святых врат того же монастыря. Эта «перекличка» памятников архитектуры, стоящих в разных местах, несомненно связывала их.Особенно большую роль в единении ансамбля Суздаля играли памятники шатрового зодчества. Они появились в Покровском монастыре (храм-звонница), но более широко развились в Спасо-Евфимиевском монастыре, отразив, по-видимому, большое влияние крепостного и деревянного зодчества. Что шатровым постройкам в монастырских архитектурных комплексах придавалось большое значение, видно из способа включения их в эти комплексы. В Спасо-Евфимиевском монастыре двухшатровая надвратная церковь открывала собой весь монастырский комплекс. Вслед за ней располагались основные шатровые постройки монастыря: слева — трехшатровая трапезная церковь, справа — шатровая звонница. Они образовывали своего рода кулисы, в обрамлении которых стоял древний Спасский храм, а в конце XVI века вместе с ним и Преображенский собор. Такой композиции нельзя отказать в глубокой продуманности. Помимо присущих ей внутренних качеств (упорядоченность, подчеркивание массивным кубом собора более легких островерхих построек) она обладает несомненными качествами ансамбля, раскрывая весь монастырский комплекс в сторону города. Промежуточными связующими звеньями здесь сказались именно шатровые постройки, перекликающиеся с шатровыми верхами деревянных храмов города.