Повязка с лентами и пояс-кушак части русского костюма

0 голосов
144 просмотров

Повязка с лентами и пояс-кушак части русского костюма


Окружающий мир (14 баллов) | 144 просмотров
Дано ответов: 2
0 голосов

Да ,они могут быть частью костюма

(20 баллов)
0 голосов

Многие из вас при упоминании о русском народном кос­тюме представляют себе сцену, где пляшут, водят хороводы, поют веселые или протяжные песни девушки в сарафанах, юноши в ярких красных рубахах, подпоясанных тканым поясом. А ведь действительно, русский костюм невозможно отделить от песни, то веселой, звонкой, то спокойной, даже печальной. С песней люди рождались, жили, работали, под песню-плач провожали человека в последний путь.

Чудесное сочетание звуков, цвета заставили человека искать, изучать, пытаться понять красоту русского костюма. В душе любого человека живет тяга к красоте. Художник воплощает эту красоту в произведениях живописи, скульптуры, архитектуры, а простой человек — в предметах своего быта, в создании своего внешнего облика.

Всю одежду испокон веков крестьянка делала сама, не думая совершенно о том, что когда-то потомки будут смотреть на нее как на произведение искусства. Что хорошего, скажете вы, в этом ветхом зипуне или юбке, сшитой из ткани, похожей на рогожу? Именно так рассуждают некоторые иностранцы, побывав в наших музеях народного искусства. По их мнению, это — хлам, который надо выбросить, поскольку он отслужил свое. Хочется возразить такой рациональной позиции — ведь тогда мы выбросили бы нечто более ценное, чем старинная одежда, утварь, мебель. На свалке окажется душа народа.

Не умирает народный костюм. Чем дольше смотришь на него, тем больше находишь ценного, костюм раскрывает тайну цвета, формы, орнамента, связывает нас с прошлым, которое не пристало забывать никому.

Народный костюм в других странах бережно хранится и почитается. Отрадно видеть, что и у нас идет процесс возрож­дения национальной культуры, школьницы не считают зазорным надеть сарафан, выступить на фольклорном празднике со старинными и современными песнями.

Особенность русского народного костюма, особенно жен­ского, — в плавности, мягкости, компактности, текучести линий. Надев сарафан, хочется не идти, а скользить, плыть. Не случайно русский народ называл женщину павой, утушкой, лебедушкой, подчеркивая ее стать, плавность походки, неторопливость движений, сравнивая их с движением лебедей или гордой походкой павлина. Это сравнение женщины с птицей закрепилось в названиях головных уборов. Кокошник происходит от слова кокош — курица, на­седка; кичка — утка, качающаяся на воде; сорока с рогами похожа на сорочий длинный хвост.

Исторически сло­жились две формы костюма — сарафанная и поневная. Сарафан носили женщины Центральной России и Севера, костюм с поневой — в южных областях России.
СЕВЕРНЫЙ КОСТЮМ

Главным в нем является сарафан, который мог быть прямым, косоклинным или на кокетке. Эта форма одежды, так полюбившаяся русским женщинам, пришла на Русь из Персии, персидское слово сэрапай переводится как почетная одежда. Впервые облачилась в сарафан жена Ивана III Софья Палеолог. Позже эту форму одежды полюбили простые люди.

Под сарафан надевали короткую рубаху, которая имела свои отличительные особенности в каждой губернии. Шили ее из отбеленного холста в сочетании с красным кумачом, ворот, рукава, запястья часто вышивались. На сарафан в летнее время надевали как бы еще один маленький, но широкий сарафанчик — его называли летником, коротенькой или епанечкой. А в прохладную погоду носили душегрею.

Головной убор был обязателен. Девушки могли носить простую ленту, повязку (ленту, украшенную спереди). Женщины — кокошники, сороки и другие головные уборы, под которые они прятали свои волосы. Считалось позором, если женщина была без головного убора. Отсюда пришло к нам выражение — опростоволоситься. Аналогичный случай с мужским поясом-кушаком. Считалось неприличным, если у мужчины развязывался кушак. «Что ж ты распоясался?» — говорили ему. Не правда ли, вам это слово также известно — так говорят о человеке, ведущем себя в обществе грубо, не­пристойно по отношению к окружающим.
ЮЖНЫЙ КОСТЮМ

Этот костюм является самой древней формой одежды. Ос­новное в нем — простонародная юбка понева, полы которой, как правило, не сшивались. Держалась понева на гашнике — веревочке, тесьме. Эта понева была своеобразным паспортом крестьянки: по ней легко можно было узнать, откуда ее хозяйка родом, замужняя или вдова, по какому случаю надела поневу. Украшалась юбка-понева богато — лентами, позументом, пуговицами, тесьмой, бархотками и даже бубенцами. Эта одежда считалась «бабьей», девушки ее не носили.

ожерелья — отголосок древней обереговой традиции.

(26 баллов)