Хлестаков, тот ещё мошенник, мечтает стать высокопоставленным чиновником, но не стремится к этому, а только обманывает людей и выставляет себя напоказ. Хлестаков лишь хочет жить в совё удовольствие. Он вживается в роль ревизора и ему хорошо быть тем, кем ему никогда не стать. Враньё позволяет ему примириться с его убогой жизнью.
Основная причина вранья Хлестакова — желание представить себя с другой стороны, стать другим, потому что герой глубоко убежден в собственной неинтересности и ничтожности. Это придает хвастовству Хлестакова болезненный характер самоутверждения. Он превозносит себя потому, что втайне полон к себе презрения. То раздвоение, которое станет объектом художественного исследования в романах Достоевского, уже заложено Гоголем в Хлестакове. Стать другим в собственных глазах, хотя бы даже и на несколько мгновений, очень заманчиво. Вспомним, что даже городничий, совсем уже не канцелярская «крыса», коим является Хлестаков, и тот унижает себя нынешнего, опьяненный перспективой стать генералом. «Ведь почему хочется быть генералом? потому что случится, поедешь куда-нибудь — фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперед: лошадей! и там на станциях никому не дадут, все дожидается: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь... вот что, канальство, заманчиво!» Хлестакову же это «заманчиво» вдвойне: слишком он ничтожен в действительности.
Уже в первой же сцене в гостинице Хлестаков раскрывает ничтожество своей мелкой душонки, свои честолюбивые мечты, свое стремление к внешнему шику, к роскошной видимости, прикрывающей его пустоту и ничтожество. Герой сочетает в себе тщеславие с невежеством, глупость с наглостью и жаждой «покрасоваться», блеснуть. Самая характерная черта его, по выражению Гоголя, заключается в стремлении «сыграть роль чином повыше своего собственного». В этом заключается наиболее существенная особенность «хлестаковщины» как социально-исторического явления.