Словосочетание — это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой подчинительной связью по смыслу и грамматически:читать книгу, теплый день.
Словосочетания называют предметы, действия, признаки и т.д., но более точно, более конкретно, чем слова: читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, быстро — очень быстро. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.Слово, которое называет предмет, признак, действие и т.д., называетсяглавным.Слово, которое поясняет, распространяет главное, называется зависимым.От главного слова к зависимому можно задать вопрос.Главное слово при разборе словосочетания принято отмечать крестиком.Не являются словосочетаниями следующие сочетания слов:Сочетание подлежащего и сказуемого, так как это предложение: Магазин закрыт; День жаркий; Поезд прибывает.
Ряд однородных членов предложения, так как они связаны сочинительной связью (т.е. равноправны): книги, газеты, журналы; лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег.
Сочетание служебного слова со знаменательным, так как это словоформа: около дома (около — предлог), тоже пришёл (тоже — союз), словно во сне (словно — частица).
Составные формы слов: буду заниматься, более интересный, самый умный.
Фразеологические обороты, так как в них слова утрачивают своё лексическое значение, их можно заменить одним словом-синонимом: бить баклуши (= бездельничать), водить за нос (= обманывать).Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически:Смысловая связь слов в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому: × × ×тропинка (какая?) лесная, бежать (куда?) домой, думать (о чём?) об экзамене.Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончания или окончания и предлога: × ×
рабочее (какое?) место, рассказать (о чём?) о поездке.Виды словосочетаний А. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на три группы:
1. Именными словосочетаниями называются такие, в которых главное слово выражено:существительным: майский день, разбитая ваза, седьмой дом, наш двор, капли дождя, желание понять,езда верхом;
прилагательным: полезный детям, интересный для меня, абсолютно неизвестный, способныйпростить;
числительным: три товарища, пятеро из нас;
местоимением: что-нибудь важное, что-то невероятное, некоторые из них.2. Глагольными называются словосочетания, в которых главное слово выраженоглаголом: выйти на улицу, говорить правду, умножить на пять, громко смеяться, идти подпрыгивая;
причастием: сообщивший родным, подъехавший к пристани, беседующий с друзьями, громкоговорящий;
деепричастием: читая газету, остерегаясь простуды, прося помощи, предложив вернуться.3. Наречными называются словосочетания, в которых главное слово выраженонаречием: весьма удачно, по-прежнему интересно, налево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудь во дворе.Б. По характеру смысловых отношений выделяются три группы словосочетаний (по аналогии с второстепенными членами предложения):
1. Определительные словосочетания обозначают предмет и его признак: глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы.
2. Объектные словосочетания указывают на действие и предмет, на который оно переходит: подметать пол, написавший записку, копая колодец, положить на стол, чтение книги.
3. Обстоятельственные словосочетания указывают на действие и его признак: хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть. В. По количеству компонентов выделяются две группы словосочетаний : 1. Простые словосочетания состоят из двух знаменательных слов: заниматься спортом, новый ученик, рассматривать фотографии.
2. Сложные словосочетания состоят из трёх и более знаменательных слов и образуются в результате распространения слова целым словосочетанием или распространением словосочетания другим словом:выполнение домашнего задания (слово выполнение распространено словосочетанием домашнее задание), новый ежемесячный журнал (словосочетание ежемесячный журнал распространено словом новый); читать книгу — читать интересную книгу — читать очень интересную книгу — долго читать очень интересную книгу.