Первый этап боевых действийПравить
Римляне отреагировали немедленно и стали готовить собственные войска. Бо́льшая часть римской армии сосредоточилась возле Рима, поскольку было ещё неизвестно, с каких сторон и в каком количестве будут нападать италики. Публию Рутилию Лупу были назначены следующие легаты: Гай Марий,Гней Помпей Страбон, Квинт Сервилий Цепион, Гай Перперна и Валерий Мессала[4]. Легатами Секста Юлия Цезаря[5] стали Луций Корнелий Сулла,Публий Корнелий Лентул, Гай Юлий Цезарь Старший, Тит Дидий, Марк Клавдий Марцелл (легат) и Публий Лициний Красс[4].
В начале войны, потеряв 2000 солдат, был обращён в бегство консул Секст Юлий Цезарь[6]. Он был заперт в Эзернии; руководившие защитой этого города вскоре бежали, переодевшись рабами, и город был взят измором после осады. В то же время, единственный систематический источник по Союзнической войне, Аппиан, в дальнейшем упоминает Секста как действующего полководца, несколько раз принимавшего участие в сражениях[7][8].
Вскоре Публием Презентеем был разгромлен 10-тысячный отряд одного из легатов второго консула Публия Рутилия Лупа, Гая Перперны[6]. Остатки отряда Перперны отошли к Гаю Марию, на которого как на именитого полководца возлагались большие надежды, связанные с его талантом. Вскоре из засады было совершено нападение на отряд консула Публия Рутилия Лупа, действовавшего совместно с Гаем Марием. Рутилий был тяжело ранен и вскоре скончался[9]. После его похорон в Риме сенатом было принято решение, согласно которому хоронить погибших на войне полагалось на месте гибели, чтобы зрелище похорон в Риме не снижало боевой дух его жителей[9].
Военачальник италиков Квинт Попедий пришёл в лагерь римского военачальника Квинта Сервилия Цепиона под видом перебежчика. Попедий привёл с собой в качестве залога двух рабов, переодетых и выдаваемых Попедием за своих двух сыновей, и принёс множество свинцовых круглых пластинок, покрытых сверху серебром и золотом. Попедий предложил Цепиону захватить его оставленный лагерь. Когда Цепион со своими войсками приблизился к лагерю, Попедий дал сигнал, после чего его войска атаковали Цепиона из засады.
Луций Корнелий Сулла вскоре разбил в виноградниках крупный отряд из племени марсов, которые несмотря на свою немногочисленность, считались самыми умелыми воинами среди италиков.
Примерно в это же время Гней Помпей Страбон с крупными силами подошёл к Аускулу, одному из оплотов италиков. Полководец Видацилий, преследовавший Помпея, договорился с жителями Аускула об одновременном выступлении против Помпея с двух сторон, однако аускульцы не решились покинуть город и сорвали план Видацилия. Последний со своей армией прорвался в город и перебил множество горожан, после чего убил множество своих врагов из числа италиков и совершил пышное самоубийство (принял яд, находясь в храме и приказал одновременно сжечь его на костре прямо в храме).
Заключительный этап боевых действийПравить
После того, как римлянам удалось расколоть италиков, победа Рима стала неизбежной.
Уже в начале 89 года племенем марсов был убит второй из римских консулов,Луций Порций Катон. Первый консул сумел предотвратить проникновение армии италиков в верную Риму Этрурию.
Луций Корнелий Сулла потерпел поражение от Клуенция в Кампании, но уже через несколько дней в ответной битве и затем во время преследования отступающей армии возле Нолы уничтожил практически все войска Клуенция (Аппиан сообщает, что всего было уничтожено 50 000 солдат италиков). Также во время боевых действий в Кампании Сулла взялПомпеи[10]. Затем он вошёл в Самний, где взял и отдал на разграбление сдавшийся после поджога Эклан[11]. Впоследствии Сулла взял ещё несколько городов, включая новую столицу италиков —Бовиан[11].
Гней Помпей Страбон, успешно провёдя кампании в землях марсов, марруцинов и вестинов, принудил их к миру[12]. Гай Косконий в битве при Каннах разбил италика Требация, нарушив уговор. Дело в том, что Коскония и Требация разделяла река, и последний потребовал, чтобы Косконий либо напал на него сам, либо позволил переправиться. Однако Косконий напал на Требация во время переправы через реку. При этом погибло около 15 000 солдат Требация[12].
Летом 88 года до н. э. сопротивление италиков было сломлено окончательно