М. В. Нестеров. Лель
Нестеров, так же как и Врубель, очень любил музыку Н. А. Римского-Корсакова, и эту картину он написал на мотив оперы «Снегурочка» .
Попросите детей кратко пересказать сюжет сказки. Затем за-дайте вопросы:
Какой персонаж сказки здесь изображен? (Пас-тушок Лель. )
Какие детали картины указыва-ют, что это именно пастушок (рассмотрите вместе с ними его одежду, пастушескую шапочку, крестьянскую рубашку, порты, веревочный кнут, лапти)? .
- Но как мы можем догадаться, что это сказочный пасту-шок?
Акцентируйте внимание на стройной, тонкой фигурке и лице юноши, сказочно-условной красочности его одежды, красиво изогнутых линиях рук со свирелью, из которой как будто льется тихая, нежная мелодия.
- Почему нам кажется, что образ Леля слит с окружающей природой?
Покажите, как пробуждающаяся весной природа: тонкие березки с полураспустившимися нежно-зелеными листочками, трава, медленно текущая речка, - словно заслушалась мелодией, разлившейся в воздухе. Она связана одним настроением с Лелем - настроением тихой радости, лирического раздумья.
Столь же тихий, словно зачарованный игрой Леля, ритм при-роды вместе с ее чистыми, нежными красками, кажется, наполня-ет картину волшебными протяжными звуками свирели.
Обобщите: таким образом, в картине, как в сказке, всё оживает у нас на глазах. Трава, лес, река - всё одушевлено, овеяно одним настроением и чувством. Так рождается волшебный сказочный мир.