Нау́чный стиль — функциональный стиль речи, литературного языка,
которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание
высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств,
тяготение к нормированной речи.
1)Научный стиль подразделяется: собственно-научный подстиль (монография, научная статья, реферат) ; учебно-научный подстиль (справочники, методические рекомендации) ; научно-популярный (очерк, статья)
Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связи между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.
Можно выделить следующие жанры научной прозы: монография, журнальная статья, рецензия, учебник (учебное пособие) , лекция, доклад, информационное сообщение (о состоявшейся конференции, симпозиуме, конгрессе) , устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.) , диссертация, научный отчёт.
2)Синтаксические
особенности
научного стиля
проявляются
достаточно
последовательно
несмотря то,
что синтаксические
конструкции
в большинстве
своем общеупотребительны,
нейтральны.
Синтаксис
(построение
словосочетаний
и предложений)
более всего
отражает связь
с мышлением.
3)Научно-популярный подстиль
–
одна из стилистико-речевых разновидностей науч. функц. стиля, выделяемая
(по сравнению с собственно научным) на основании реализации
"дополнительных" задач коммуникации – необходимости "перевода"
специальной науч. информации на язык неспециального знания, а именно –
задач популяризации науч. знаний для широкой аудитории.
В совр. лингвостилистике вопрос о статусе
науч.-популярного типа речи в системе функц. стилей рус. языка не решен
окончательно. Одни лингвисты (Р.А. Будагов, И.Р. Гальперин, М.Н. Кожина, М.П. Сенкевич, Т.А. Тимофеева, Н.М. Разинкина, Л.А. Баташева
и др.) рассматривают сферу научной популяризации в рамках науч. функц.
стиля как его вариантную разновидность – подстиль. Науч. функц. стиль и
науч.-популярный подстиль, находясь в близких родо-видовых отношениях,
имеют в своей основе как общее (единая целевая установка, общая
коммуникативная задача – передача суммы науч. знаний), так и различающее
их (частные коммуникативные задачи, различные сферы функционирования).
4) учебно-научный подстиль в отличие от собственно научного, широко использует языковые средства других стилей