Человек научился читать более 5 тысяч лет назад. А мозг человека сформировался более 100 тысяч лет назад. То есть, умение читать и писать,
с точки зрения эволюции, является явной надстройкой над уже
существующими структурами мозга. Это подтвердило новейшее
МРТ-исследование. Как оказалось, при чтении задействуется большинство
высших зон мозга, а значит, навык чтения можно рассматривать как лучшее
упражнение для развития и поддержания мозга “в форме”.Обучение
письму и чтению всеми цивилизациями рассматривалось как ключевая
ступень в интеллектуальном развитии человека, несмотря ни на какие
временные затраты и трудности. Оказалось, что за подобным
представлением стоит сам способ функционирования нашего мозга, а не
только “внешняя” полезность чтения и письма.
Мозг человека, который
умеет читать, работает заметно более сложным образом, чем мозг
безграмотного. Причем мозг человека, активно читающего в детстве, умеет
лучше активировать и использовать все свои ресурсы, по сравнению с
мозгом того, кто обучался грамоте, уже будучи взрослым.
Такие
выводы были сделаны учеными на основании исследования, проведенного в
Бразилии и Португалии. Они обследовали 63 добровольца с помощью ФМРТ
(функциональной магнитно-резонансной томографии). Среди добровольцев 31
прошли обычное обучение в детстве, 10 были неграмотными, 22 научились
читать уже взрослыми.
Во время эксперимента всем добровольцам
предъявляли различные тестовые задания, включавшие в себя распознавание
лиц, предметов, устных сообщений, математических задач и письменных
предложений.
Исследование выявило, что у грамотного человека при
распознавании текста более интенсивно начинает работать зрительная зона
коры головного мозга, активируются области, которые отвечают за анализ и
обработку звуковой информации, а также включаются несколько других
мозговых центров.
Но не только это характеризует работу “грамотного
мозга” — даже воспринимая только устную информацию, у грамотного
человека начинает более интенсивно, в сравнении с неграмотным, работать
фонологическая область.
Особенно интенсивно при чтении начинают
работать зоны в затылочной и височной доле коры левого полушария мозга
(многие из этих зон связаны с распознаванием лиц). Наиболее важной для
чтения оказалась область схождения затылочной и височных долей.
Данных о том, что конкуренция между чтением и другими видами
деятельности снижает их качество, пока нет. Однако результаты данного
эксперимента продемонстрировали, например, что у неграмотных людей
заметно интенсивнее начинает работать мозг при показе человеческого
лица, чем у тех, кто обучился чтению в детстве.