Язык – отражение жизни. И если исчезает из жизни какое-то явление, исчезает и слово, его обозначавшее. К примеру, кто знает сейчас, что означает роскошное слово «тезоименитство»?
Та же самая беда могла произойти со словом «недоросль». В 18-м веке недорослями называли молодых дворян, не закончивших образования. Такие молодые люди не могли поступить на государственную службу и, что не менее существенно, не могли получить свидетельство о совершеннолетии, которое называлось венечной памятью. Без такого свидетельства нельзя было жениться – попы не венчали. Так что – хочешь, не хочешь – а учиться приходилось.
Молодых людей учили в родных домах наемные учителя. Это то воспитание, про которое сказал А.С.Пушкин:
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь
В 19-м веке на смену такому патриархальному обучению пришла система государственного образования. Стали открываться гимназии. Те, кого раньше называли «недорослями», стали именоваться гимназистами. Гимназистов обучали по единым программам. По окончании гимназий молодые люди получали документ об образовании единого образца – аттестат зрелости. Как видим, понятие об общественной зрелости (в том числе, и половой) накрепко увязали с получением образования.
С распространением гимназий домашнее образование практически полностью исчезло. Исчезли и молодые люди, учившиеся непонятно чему непонятно у кого и непонятно сколько лет. Соответственно и слово «недоросль» должно было кануть в небытие.
Должно было, но не кануло. Благодаря пьесе Д.И.Фонвизина слово «недоросль» стало нарицательным.