Сразу отметим, что кинофильм — произведение совместное, требующее участия многих лиц, поэтому ответить, кому принадлежат права, зачастую сложно. В самом деле, обычно сценарист сразу продает свой текст кинематографической компании, то есть претендовать на право дальнейшего использования фильма не может.
Актер также работает за гонорар, выступая обычным наемным работником, но никак не автором. В странах Запада права на фильм традиционно принадлежат продюсерам, которые, собственно, и вкладывают средства в его создание. Постепенно эта практика приживается и у нас. С точки зрения юридического права все логично — кто вложил средства в съемки, тот и получает право получать прибыль от проката кинофильма.
Однако, в отдельных случаях композитор, писавший саундтрек, сценарист и режиссер также сохраняют права на свой вклад в фильм — все зависит от достигнутых договоренностей. То есть, композитор может и в дальнейшем пользоваться своей музыкой, ставшей саундтреком, а сценарист — опубликовать сценарий в виде рассказа или повести. При этом продюсер может использовать фильм без согласия других участников съемок.
Таким образом, авторские права на фильм участникам съемок следует защищать еще на этапе съемок и перед ними. Так, сценаристам мы не советуем посылать свой текст во все возможные киностудии, так как их идеей могут просто воспользоваться, переделав сценарий и не указав авторство. То же самое касается и композиторов, сочиняющих саундтрек к фильму. Можно предварительно обратиться в Российское авторское общество, отправить самому себе по почте текст сценария или нотную запись, опубликовать предварительно короткий рассказ с содержанием сценария и заручиться поддержкой друзей, которые смогут доказать, что текст был написан именно вами, причем задолго до начала съемок.
Впрочем, судиться с солидной продюсерской компанией — задача сложная, поэтому без квалифицированной помощи юристов в таком случае никак не обойтись.