Тема
Петербурга в творчестве писателей XIX века занимает отнюдь не последнее
место. Город, построенный вопреки всем законам природы, по воле одного
только человека; город, созданный за небывало короткий срок, словно в
сказке; город, ставший воплощением различных человеческих противоречий,
символом извечной борьбы благополучия с нищетой, великолепия с
уродством, — таким Петербург предстает перед нами в произведениях А. С.
Пушкина, Н. В. Гоголя, многих писателей так называемой натуральной
школы.
Оценка
Петербурга всегда была неоднозначна: ненависть и любовь сплетались
воедино. Именно сюда стремились, будучи молодыми, самые выдающиеся
деятели России, здесь они превращались в замечательных писателей,
критиков, публицистов. В Петербурге осуществлялись их честолюбивые
мечты. Но с другой стороны, здесь им приходилось терпеть унижение и
нужду; город будто засасывал людей в болото -болото пошлости, глупости,
показной роскоши, за которой нередко скрывалась крайняя нищета, и
центром этого болота, сердцем Петербурга был знаменитый Невский
проспект.
Н.
В. Гоголь в повести «Невский проспект» писал; «Нет ничего лучше
Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он
составляет все».
Петербург
предстает перед читателем не просто как столица, грандиозный мегаполис с
великолепными дворцами, прекрасными улицами и Невой, «одетой в гранит»,
а как оживший великан, обладающий своим лицом, своим характером, своими
особенными привычками и капризами.
И
люди, в течение дня сотнями проходящие по Невскому проспекту, также
являются носителями самых разнообразных характеров. «Создатель! Какие
странные характеры встречаются на Невском проспекте!».
Но
несмотря на огромное количество народа, проходящего в любое время по
проспекту, все же меж ними не создается ощущения общности, целостности.
Единственное, что объединяет их, — место встречи, Невский проспект. Как
будто «какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все
эти куски без смысла, без толку смешал вместе».
И
вот из этой людской мешанины встают перед читателем двое: поручик
Пирогов и «молодой человек во фраке и плаще» -Пискарев. Первый хорошо
ориентируется в современной ему действительности, он прекрасно знаком с
«рулеткой» величественного города: риск, вечный риск, и если ты готов
пойти на него, то Петербург — жестокий и беспощадный, но в то же время
способный помочь осуществлению самых сокровенных, самые безнадежных,
самых нелепых мечтаний -станет твоим.
Поручик
идет на риск и оказывается в проигрыше, но для него в этом нет ничего
необычного, а тем более трагичного. Он без особого труда справляется с
охватившим его «гневом и негодованием», причем происходит это не без
влияния Невского проспекта: «Прохладный вечер заставил его несколько
пройтись по Невскому проспекту; к девяти часам он успокоился...».
А
вот другой персонаж — герой в плаще и фраке — следует примеру своего
друга и так же, как он, проигрывает. Однако для него — одинокого и
чужого в северной столице — этот проигрыш становится роковым. «Застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры
чувства, готовые при случае превратиться в пламя», художник Пискарев
доверяет Невскому проспекту всю свою жизнь, в то время как Пирогов,
рискуя вроде бы всем, не теряет ничего. Для него это игра, а для
Пискарева — жизнь. Тонко чувствующий мир человек не может в один день
сделаться черствым и грубым, перестать верить миру, позабыть о
разочаровании, которое принес ему знаменитый проспект.
Параллельно
ведущийся рассказ о двух героях, противоположных по характеру и судьбе,
помогает читателю лучше понять противоречивость самого Невского
проспекта. Комичная ситуация, в которую попал поручик Пирогов,
противопоставляется трагичности судьбы бедняги Пискарева. Точно так же и
комическая пошлость утреннего проспекта сочетается с вечерней,
трагической пошлостью, с обманом, ведь «он лжет во всякое время, этот
Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою
наляжет на него...».
Маленьким
огоньком, пляшущим пред глазами, манящим за собой и заманивающим в
опасные сети, представляет Н. В. Гоголь нам Невский проспект. Любому
человеку трудно пережить испытания, выпавшие на долю Пискарева, тем
более художнику. Автор пишет: «В самом деле, никогда жалость так сильно
не овладевает нами, как при виде красоты, тронутой тлетворным дыханием
разврата». Для художника встреча с Невским проспектом, с его обитателями
стала причиной краха всех надежд, она буквально опустошила его душу. Не
видеть красоты мира — значит не хотеть жить, а когда красота на твоих
глазах превращается ни во что, невольно задаешься вопросом: если это все
мираж и призрак, то что же тогда реально? И реальным остается Невский
проспект с его вечной загадкой и вечным обманом.