Наша школа находится в переулке. А сам я живу на всемирно известном Арбате, рядом с домом, на котором висит серая мраморная доска с указанием, что здесь в 1831 году жил Александр Сергеевич Пушкин.
Раньше я пробегал мимо этого дома в день по сто пятьдесят раз и не замечал этой знаменитой5 надписи. Жил целых тринадцать лет и не замечал. А тут, в конце прошлого года, к нам пришел новый учитель по литературе и спросил меня как-то, где я живу. Я ответил. А он говорит: «Знаю1, это рядом с домом Пушкина». Я как дурачок переспросил2: «Какого Пушкина?». Вроде бы у нас с ним общих знакомых3 с такой фамилией нет. «Александра Сергеевича, – говорит он. – Того самого, главного... Ты, когда сегодня пойдешь домой, сделай одолжение, подыми голову и прочитай3 надпись на мемориальной доске».
Я потом около этой доски час простоял, глазам своим не верил...
1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
2. Объясните значение слова мемориальный. Как оно образовано?
3. Понаблюдайте за использованием в тексте предложений с прямой и косвенной речью. Какие предложения помогают более выразительно передать характер разговора?
4. Какие особенности разговорного стиля можно проиллюстрировать примерами из текста?
5. Произведите разные виды разбора.
6. Выпишите словосочетания, в состав которых входят наречия. Произведите разбор одного из словосочетаний.
7. Объясните орфограммы и пунктограммы.
8. Запишите предложение, соответствующее схеме: [ – = ], (на котором = –), (что = –).
9. Подготовьтесь к пересказу отрывка. Напишите изложение.
1а. Повторим фонетику, лексику, морфологию. Используя материал предыдущего упражнения, выполните задание по выбору.
а) Выпишите слова, в которых число звуков и букв не совпадает;
б) найдите в тексте несколько многозначных слов, укажите, в каких значениях они употребляются (обратитесь к словарям);
в) выпишите из текста глаголы: укажите наклонение, время.
1б. Напишите, используя воображение и жизненный опыт, сочинение на одну из тем:
а) Глазам своим не верил...;
б) Об этом рассказала мне мемориальная доска...;
в) Если внимательно посмотреть вокруг...
Проанализируйте формулировки тем. Какая из тем предполагает, что сочинение может быть написано с использованием элементов разговорного стиля?
2. Запишите отрывок из повести В.Железникова: главный герой, тринадцатилетний школьник, рассказывает о новом учителе по литературе. Подчеркните грамматические основы предложений.
...У него на каждый случай жизни припасена цитата из классической литературы, и мне это не понравилось сначала. Что, у него своих слов нет, что ли! Но потом я разобрался, и это мне даже стало нравиться. Он как скажет какую-нибудь цитату, так и поставит точку. Коротко, и объяснять ничего не надо. Когда он говорил эти цитаты, то волновался, а не просто шпарил наизусть...
И слова он особенные знает, и умеет слушать других, и не лезет в душу, если тебе этого не хочется. И глаза у него пристальные: разговаривая, он никогда не смотрит в сторону.
Ну, в общем, мы здорово с ним подружились...
1. Используете ли вы цитаты в своей речи? Какова роль цитирования?