ФАРАОН, термин,
обозначающий царя Древнего Египта означающего «великий дом». Начиная со
времени Тутмоса III (15 в. до н. э.) этот термин постоянно используется в
египетских источниках для обозначения царя; впоследствии он перешел в
греческий и еврейский языки, а оттуда — в современные европейские.
Со
времен 5-й династии фараоны имели пять имен, каждое со своими
собственными функциями: так называемые «имя Хора», «имя золотого Хора»,
«имя двух владычиц» (верхнеегипетской богини-грифа Нехбет и
нижнеегипетской богини-змеи Уаджет), «имя царя Верхнего и Нижнего
Египта», «имя сына Ра». Четвертое и пятое имена писали в картушах —
удлиненных замкнутых овалах, символизировавших вселенную, обходимую
солнцем, над которой властвует фараон. Именно картуши, окружавшие имена
фараонов, помогли Франсуа Шампольону расшифровать древнеегипетские
иероглифы: от них он смог оттолкнуться в поиске имен собственных,
которые удалось прочесть благодаря тому, что они сохранились в
документах, написанных на греческом языке.
Имена фараонов всегда
имеют смысл: например, Рамсес означает «рожденный Ра», Аменхотеп «Амон
доволен» и т. д. Существовала также специальная формула вежливости,
непременно добавлявшаяся после всякого упоминания фараона: (да будет он)
жив, невредим, здрав!» Сами имена фараона не произносились: его
называли иносказательно: «он», «его величество», «Хор». Жизнь египетских
фараонов была полностью подчинена ритуалам: мирское и священное были
для владык Египта нераздельны, божественная и человеческая сущность
сливались в них в единое целое. Вся жизнь фараона была строго
регламентирована, и изменить что-либо в этом порядке фараон не мог даже
по собственному желанию.
Фараон рассматривался в Древнем Египте как
божественный властитель, получающий власть, находясь еще «в яйце». Он
был вместилищем жизненной силы страны, совершал ритуалы, благодаря
которым сменялись времена года и начинались разливы Нила, жизненно
важные для Египта. Египетский фараон был гарантом миропорядка,
победителем тьмы. Сияние царя было таким, что от него теряли сознание. С
его смертью нарушалась мировая гармония — Египет не мог существовать
без преемника божественной власти. Нового царя, увенчанного двойным
венцом, символизировавшим объединение Верхнего и Нижнего Египта,
встречали как светило.
Умерший царь подвергался мумификации, а
затем его хоронили в роскошной гробнице, причем церемония погребения
сопровождалась сложнейшими обрядами, о которых мы знаем благодаря
изображениям, сохранившимся на стенах египетских гробниц, на саркофагах и
в папирусных списках. Египетские фараоны, в сущности, не умирали: они
покидали землю, восходя на свой горизонт и достигая неба, где сливались
со своим создателем, следуя мировому закону. До самого конца своей
истории Египет верил в идею божественной власти фараона, который никогда
не был в Египте просто политическим правителем: царь всегда оставался
главной осью египетского общества, обязанного ему не только своим
процветанием, но даже самим фактом своего существования.