Ми́нский
Никола́й Макси́мович (настоящая фамилия Виле́нкин; 15 (27) января 1855, с. Глубокое
Виленской губернии — 2 июля 1937,Париж) — русский поэт и писатель-мистик, адвокат.Родился в бедной еврейской семье. В 1875
году окончил Минскую гимназию, в 1879 — юридический факультет
Петербургского университета. В дальнейшем занимался литературной деятельностью.
Его первые стихотворения были написаны на «гражданские темы». В 1882 г. Минский перед
заключением брака с писательницей Ю. Яковлевой принял православие. С 3.04.1886
стал присяжным поверенным в Санкт-Петербурге. В 1889 Минский
выпустил книгу «При свете совести», где изложена
его «теория» мэонизма, провозглашающая, что самое главное для
человека «небытие», «внежизненная правда», «внесуществующее и непостижимое» (мэ
он значит по-гречески не сущий).
В 1900 Мережковский,
Минский, Гиппиус, В. Розанов и другие основывают
в Петербурге Религиозно-Философское Общество, ставившее целью
сблизить русскую интеллигенцию с церковью.
В 1905 Минский, как и
большинство интеллигентов, сочувствовал революции и
социал-демократии. Вместе с М. Горьким возглавлял легальную
большевистскую газету «Новая Жизнь», в которой, в частности, в тот период была
напечатана известная статья В. И. Ленина «Партийная организация и
партийная литература». Минский как редактор и издатель был арестован, однако
затем выпущен под залог. С 1906 жил за границей в Париже, став одним из
вождей русского декадентства и символизма, проповедовавшим культ
красоты и наслаждения и объявившим войну общественным тенденциям в искусстве,
как наносящим вред «чистоте» художественного творчества.
Вернулся в Россию в 1913 после амнистии, но с началом
Первой мировой войны в 1914 эмигрировал окончательно. В начале 20-х годов жил
в Берлине, основал там в 1921 «Дом искусств», затем переселился
в Лондон, где был сотрудником советского полпредства. С 1927 жил
в Париже.
Развивал учение о двух путях добра —
эмпирико-рациональном и мистическом. Религиозно-философская концепция изложена
в трактатах «При свете совести» (1890) и «Религия будущего» (1905).
Раннее творчество Минского (киевский период), наряду с
романами Иеронима Ясинского, Виктора Бибикова относят к
неоромантической ветви предсимволизма. Об эстетике предсимволизма
см.: Владимир Соловьев, «Иллюзия поэтического творчества».
Дмитрий Мережковский оценивал поэзию Минского как
пролагающую пути в будущее. Его философские и мистические воззрения он возводил
к герметически-гностической традиции. Характеристика поэзии Минского
Мережковским выявляет в ней именно те черты, которые вообще типичны для
«декадентства» (пессимизм, патология, тоска по смерти, ирония, склонность к
рефлексии и др.)
Валерий Брюсов возводил Минского в ранг
основного, хотя и не первоклассного представителя раннего символизма. Особенно
высоко он оценивал стихотворение «Город смерти», в котором сконцентрированы все
существующие признаки «диаволического» мира.
Поэзия Минского, по мнению Александра Блока,
сильнее всего там, где она выражает жизнеощущение «декадентской музы» в
аллегорической форме. Минский как бы преподносит «рецепт» поэтики и
мировоззрения предсимволизма. Выше всего Блок оценивал стихотворение Минского
«О двух путях добра».
Публикации
1.При свете
совести. Мысли и мечты о цели жизни. — СПб.,1890.
2.Стихотворения.(3
изд.) — СПб.,1896. 3.Религия будущего:
(Философские разговоры). — СПб,1905. 4.О свободе
религиозной совести. — СПб.,1905. 5.Полное собрание
стихотворений. Т.1-4. — СПб.,1907.
6. На общественные
темы. — СПб.,1909. 7. От Данте к Блоку.
— Берлин,1922. 8. Из мрака к свету.
— Берлин,1922.