Антоний Погорельский - биография
Погорельский Антоний (псевд.; настоящие имя и фамилия Перовский,
Алексей Алексеевич) (1787–1836), русский писатель. Побочный сын графа А.К.Разумовского.
Получил домашнее образование, за 1805–1807 успешно окончил Московский
университет, получив степень доктора философских и словесных наук за три лекции
(впоследствии изданные отдельной брошюрой), прочитанные на немецком,
французском и русском языках. В течение пяти лет служил в различных
департаментах; организовал при Московском университете Общество любителей
российской словесности (1811–1830), издававшее сборники по литературе и
фольклору и принимавшее участие в организации литературно-музыкальных вечеров и
популярных лекций. В Отечественную войну 1812 находился в действующей армии,
проявив незаурядную отвагу в боях под Дрезденом и Кульмом. С 1816 несколько лет
служил чиновником особых поручений при департаменте духовных дел. С 1820 член Вольного
общества любителей российской словесности. В 1822 после смерти отца унаследовал
село Погорельцы Черниговской губ. и, выйдя в отставку, поселился в нем вместе с
сестрой, графиней А.А.Толстой, и ее сыном, будущим писателем А.К.Толстым. В
1825–1830 – попечитель Харьковского учебного округа, много способствовавший
совершенствованию образовательного процесса.
В 1825 в мартовском номере журнала А.Ф.Воейкова «Новости литературы» была
напечатана фантастическая повесть Погорельского Лафертовская маковница – первая
в отечественной словесности, где сказалось характерное для романтизма
стремление воссоздать национально-поэтическую стихию, воспринятую через живой
быт народа и сказочный вымысел. В населенным мелким московским людом Лефортове,
в убогом домике отставного почтальона Онуфрича, читатель встречается с образом
лафертовской маковницы – старой колдуньи, которая выбирает для дочери
почтальона, а своей внучке, бесприданнице Маше, жениха Аристарха Фалалеевича
(Фалелеича), на поверку оказывающегося любимым черным котом бабушки-ворожеи.
Разрушив колдовские чары и отказавшись от
неправедного богатства, оставленного бабушкой, Маша выходит замуж за
полюбившегося ей пригожего сидельца, словно в награду девушке оказавшегося
богатым наследником. Юмористические черты в облике кота-чиновника, мотив
нечистой силы денег, характерный для романтиков «меркантильной» эпохи,
предвосхищают у Погорельского поэтику Н.В.Гоголя. Об этой повести А.С.Пушкин
писал брату: «Что за прелесть Бабушкин Кот! Я перечел его два раза и одним
духом всю повесть и теперь только и брежу Аристархом Фалалеевичем Мурлыкиным.
Выступаю плавно, зажмурив глаза, повертывая голову и выгибая спину».
В 1828 вышел сборник Погорельского
Двойник, или Мои вечера в Малороссии (помимо Маковницы, включал повести Изидор
и Анюта, Пагубные следствия необузданного воображения и Путешествие в
дилижансе), во многом навеянный интересом писателя в эти годы к вопросам
воспитания, направленный против эгоизма и пустоты «общепринятого» стиля
дворянской жизни, выявивший сюжетную и психологическую изобретательность автора
и несущий на себе очевидные следы влияния фантастики Э.Т.А.Гофмана, с той,
однако, разницей, что у Погорельского проблему сверхчувственного скептический
Двойник, второе «я» рассказчика, стремится решить естественнонаучным
объяснением.
Вместе с племянником, юным А.К.Толстым, Погорельский побывал в
Италии; судя по некоторым свидетельствам, встречался с И.В.Гёте. В волшебной
повести для детей, как определил ее жанр автор, Черная курица, или Подземные
жители, написанной для десятилетнего племянника, прелестной в своей безыскусной
поучительности и яркости наивного вымысла о чудесной птице, помогающей доброму
и честному мальчику – и уходящей от него, когда он стал легкомысленным и
тщеславным ленивцем, правдиво изображена жизнь старого Петербурга, убедительно
раскрыт внутренний мир ребенка, впервые в русской литературе после Рыцаря
нашего времени Н.М.Карамзина ставшего главным героем произведения, ненавязчиво
выведена мораль и тонко проявлено характерное для Погорельского органическое
сплетение обыденности, юмора и фантастики.
Впоследствии сказка была особенно любима
Л.Н.Толстым, вошла в золотой фонд отечественной детской словесности, выдержав
десятки переизданий на многих языках мира.
В 1830 Погорельский стал сотрудником «Литературной газеты»
А.А.Дельвига, печатал в ней отрывки оставшегося незавершенным романа Магнетизер
и начало романа Монастырка, в котором сентиментальная дидактика и
авантюрно-романтические эффекты сочетаются с реалистическим описанием застойной
жизни провинциального дворянства на Украине и трудной судьбы вернувшейся сюда,
на свою родину, полной иллюзий и порывов к идеальному воспитанницы Смольного
монастыря.
В либеральных литературных кругах это
произведение выгодно противопоставлялось натуралистически нравоописательным
романам Ф.В.Булгарина и В.Т.Нарежного, а «Литературная газета» называла
Монастырку «настоящим и, вероятно, первым у нас романом нравов».
Умер Погорельский в Варшаве 9 (21) июля
1836.