Социализация детей в современной сельской семье как предмет социологииМожно выделить несколько основных категорий, затрагиваемых различными аспектами нашей тематики: социализация, дети, сельская семья, а также ряд смежных понятий.Прежде всего, выясним, что же подразумевает процесс социализации. В современной социологии существует несколько различных подходов к определению понятия «социализация». Вот некоторые из них:процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром [87,3];процесс освоения индивидом социальных норм и ролей, принятых в данном обществе, посредством как собственной активности, так и под влиянием окружающей среды (влияние родителей, образовательных учреждений, группы сверстников и пр.) [133,158];процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом [134, 244];процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом [133, 214];процесс усвоения индивидуумом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [20,221].Социализация личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. С их помощью новые поколения приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества. Социализация личности является одним из важнейших компонентов культуры любого этноса. С ее помощью происходит трансмиссия культуры во времени и тем самым сохраняется культурная преемственность [15, 8].И, наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека. Недостаточно просто обладать знаниями, их предстоит превратить в убеждения, которые проявляются в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических действий образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным типам личности.Таким образом, вытекает еще одно определение - социализация личности представляет, по сути, специфическую форму присвоения человеком тех гражданских отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни [142,314].В научной литературе существует, по крайней мере, еще несколько терминов, используемых для характеристики процессов освоения личностью социокультурного опыта того или иного общества. Это - «инкультурация», «аккультурация» и «интернализация» («интериоризация»). Первый из них указывает на процесс, в ходе которого индивид осваивает традиционные способы мышления и действий, характерные для культуры, к которой он принадлежит. Второй - на процесс взаимообогащения двух и более культур, в результате которого происходит трансформация базовой культуры. Третий термин означает перенос «внешних» форм опыта во внутренний мир личности [133, 215].Исходя из подобных определений, содержание и направленность процесса социализации определяется двумя основными тенденциями - типизацией и индивидуализацией.Типизация определяется, во-первых, как способ усвоения личностью проявляющихся в реальном мире «объективных мыслительных форм» культуры (ценностей, норм, идей их преобразования в субъективно-идеальный мир), а во-вторых - как трансформация объективно-идеальных форм культуры в индивидуальный опыт поведения личности. Индивидуализация характеризуется в свою очередь преобразованием индивидуального поведенческого опыта личности в объективно-идеальные формы культуры и трансформацией субъективного мира личности, субъективной идеальности в объективные формы внешнего социального мира [37,48].Процесс социализации осуществляется в разных формах, каждая из которых характеризуется особым сочетанием индивидуализирующих и типизирующих факторов.По времени осуществления социализация подразделяется на «первичную», продолжающуюся от рождения ребенка вплоть до формирования зрелой личности, и «вторичную», происходящую уже на стадии социальной зрелости личности. В зависимости от возраста личности социализация делится на раннюю, проявляющуюся в детстве; социализацию взрослых людей, или ресоциа-лизацию, связанную с освоением новых ценностей и норм, недостаточно усвоенных в детстве или устаревших; и социализацию пожилых людей, содержание которой составляют процессы адаптации, в основном приспособления к старости и к мысли о приближающейся смерти. Безусловно, первичная и ранняя социализация в большей степени содержат элементы типизации, чем вторичная социализация, включая ресоциализацию и социализацию пожилых людей [142, 317].Наряду с понятием «ресоциализация» в научной литературе встречается также понятие «десоциализация», обозначающее процесс развития личности в раннем или зрелом возрасте, связанный с отклоняющимся поведением, с ее участием в