I. 1. Это предложение сложносочинённое:
а) И образ мой второй, как человек, бежит от красноватых век, по-
том под ивняками мешается с другими двойниками. (И. Бродский)
б) И розы, осенние розы мне снятся на каждом шагу сквозь мглу, и
огни, и морозы на белом, на лёгком снегу! (А. Блок) в) Вихри в на-
хмуренной тверди волокна ненастные вьют, и клёны в чугунные
жерди багряными листьями бьют. (А. Белый)
2. В этом сложносочинённом предложении простые предложения не
отделяются запятой:
а) Полюбил бы я зиму да обуза тяжка. (И. Анненский) б) Мне кто-
то руку подаёт и кто-то улыбается. (А. Блок) в) Но человек не пога-
сил до утра свеч и струны пели... (И. Анненский)
3. В этом сложносочинённом предложении простые предложения
разделяются тире:
а) Гроза прошла и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом.
(А. Блок) б) Но миг и он снова пред нами, как миф... (И. Сельвин-
ский) в) Луна во тьму свой тёплый отблеск сеет и над болотом крас-
ный сумрак реет. (И. Бунин)
4. Это предложение является сложноподчинённым с придаточным
сравнительным:
а) Любовь мою, как апостол во время оно, по тысяче тысяч разнесу
дорог. б) Дул, как всегда, октябрь ветрами, как дуют при капитализ-
ме. в) И редели защитники Зимнего, как зубья у гребешка. (В. Мая-
ковский)
330
5. Схеме [1], (2), соч. союз [3, (4), ] соответствует предложение:
а) И небо, в дымах забывшее, что голубо, и тучи, ободранные бе-
женцы точно, вызарю в мою последнюю любовь, яркую, как у чахо-
точного. б) Это ему, ему же, чтоб не догадался, кто ты, выдумалось
дать тебе настоящего мужа и на рояль положить человечьи ноты.
в) Вот я богохулил, орал, что Бога нет, а Бог такую из пекловых глу-
бин, что перед ней гора заволнуется и дрогнет, вывел. (В. Маяков-
ский)
6. Исправьте предложения, переделав их в сложноподчинённые:
а) Это было бледное, крошечное создание, выросшее без лучей и ко-
торое напоминало цветок. б) Возвращаясь домой, мы обнаружили в
нем нежданных гостей. в) Не находя ни в ком поддерж ки, ему жи-
лось тяжело.
7. В этом бессоюзном предложении простые предложения отделяют-
ся точкой с запятой:
а) Взвихрены ветром горбатые дюны вор взгромоздился на выступ
откосный ветер качает зелёные струны. (К. Бальмонт) б) Роса ды-
мится в воздух отлетая по грудь в реке стоит косматый конь на ран-
ний ветер уши навостряя. (К. Случевский) в) В плюще померкнут
зодчего затеи исчезнут камни под ковром травы. (В. Брюсов)
8. Схема [1 условие] — [2] соответствует предложению:
а) Враз обе рученьки разжал — жизнь выпала копейкой ржавою.
(М. Цветаева) б) Была бы бабою простой — всегда платили б за
постой. (М. Цветаева) в) Пускай заманит и обманет — не про-
падёшь, не сгинешь ты. (А. Блок)
9. Схема [1]: [2 причина] соответствует предложению:
а) Но знает враг: никогда ты не сдашься ему. б) Боги смотрят безу-
частно на скорбь земли: их вечен век. (В. Брюсов) в) Хороша лес-
ная родина: глушь да поймища кругом. (Н. Клюев)
10. Исправьте пунктуационную ошибку, допущенную в предложении:
Но проходили месяцы; обратно я плыл и увозил клыки слонов, кар-
тины абиссинских мастеров, меха пантер — мне нравились их пятна — и то что прежде было непонятно, — презренье к миру и уста-
лость снов. (Н. Гумилёв)
11. Определите, какой схеме соответствует каждое предложение:
1) [1]; [2]: [3]. 2) [1], (2); [3]; [4], но [5]: [6]. 3) [1], но [2], и [3], (4).
а) Я молод был был жаден и уверен но дух Земли молчал высокоме-
рен и умерли слепящие мечты как умирают птицы и цветы. б) Я из
дому вышел когда все спали мой спутник скрывался у рва в кустах
наверно наутро меня искали но было поздно мы шли в полях.
в) Сквозь дождём забрызганные стёкла мир мне кажется рябым я
гляжу ничто в нём не поблёкло и не сделалось чужим. (Н. Гумилёв)
12. Исправьте пунктуационную ошибку, допущенную в предложении:
Не забывай, что когда переходишь дорогу, нужно посмотреть сперва
налево, а потом направо.