Во второй половине 18 века на российский престол взошла Екатерина 2. Век правления императрицы стал временем внешнего расцвета и внутреннего упадка страны. Это время узаконенного злонравия: крепостничества и произвола властей - произвола, царившего всюду, от глухого поместья до императорского двора.
…..Писатели того времени не могли остаться равнодушными к правлению Екатерины, которая вела политику, направленную на сохранение власти над крестьянами. Великий мастер сатиры Д.И.Фонвизин в своей комедии "Недоросль" выступает против невежества, помещичьего произвола, крепостного права, злонравия. Герои произведения - Простаковы и Скотинины - невежественные, жестокие, жадные помещики, которые смотрят на крепостных как на рабочий скот. Эти самовлюблённые люди хотят подавить, подчинить себе жизнь, присвоить право распоряжаться не только крепостными, но и вольными, благородными людьми, к которым принадлежат Софья и её жених, доблестный офицер Милон, дядя Софьи, человек с идеалами петровского времени, Стародум; хранитель законов, чиновник Правдин. В комедии сталкиваются два мира с разными принципами и взглядами на жизнь, идеалами и манерой речи.
…..В своём произведении Фонвизин утверждает, что крепостное право губительно как для помещиков, так и для крестьян. Власть, возможность распоряжаться чужими судьбами делает их жестокими и деспотичными тиранами, извергами. Для этих людей нет таких понятий, как честь и расчётливые, лишённые даже родственных чувств. Крепостное рабство уродует и самих крестьян, превращённых в холопов, лишённых каких-либо прав и чувства собственного достоинства. Для развития всех этих не самых лучших качеств были созданы благоприятные условия, поэтому Фонвизин обвиняет современную ему систему правления и утверждает словами Стародума, что "способы сделать людей добрыми - в руках государства".
…..В своём произведении писатель поднимает также проблему воспитания и образования подрастающего поколения. Митрофан - главный герой комедии, избалованный мамой, невежественный и глупый подросток. Первое чувство, которое он вызывает у читателя,- смех, смех над обжорой, за которым до сих пор ухаживает няня. Но со временем отношение к герою меняется. Митрофан оказывается не таким уж и безвредным. К чувству смеху уже примешивается страх, ведь за этим недорослем - будущее, а что станет с народом, если его судьба будет в руках людей, подобных Митрофану - тупых, бесчувственных, заботящихся только о себе? Выросший в атмосфере злонравия, наш герой просто не может быть другим, порядочным и умным человеком. И никакие учителя не смогут перевоспитать этого оболтуса, изменить его отношение к жизни. Митрофан видит, чито мать - необразованная, невежественная женщина - имеет большую власть над крепостными, так зачем же и ему чему-то учиться?
…..В финале комедии Митрофан просто безобразен, лишён всего человеческого. Как можно понять, оправдать, а тем более простить человека, который в самую трудную и страшную для своей матери минуту отталкивает её от себя и не находит слов поддержки для самого близкого человека? Сын резко меняет отношение к своей матери, так как она лишилась всего: и власти, и поместья. Митрофан никогда не станет лучше, потому что ума ему не дали, а душу забрали.
…..Написанная более двухсот лет назад, комедия "Недоросль" остаётся актуальной и в наше время. Злободневные вопросы воспитания и образования, нравственные принципы человека можно отнести к разряду "вечным".И всё равно, какой сейчас век, какой год, такие люди как Простаковы и Скотинины, их дети Митрофаны никогда не искоренятся. Но Фонвизин не теряет надежды, что что-то может измениться, так как есть на свете и благородные, порядочные люди - Правдин, Стародум, Милон.