1.
Создание максимально крупных предприятий являлось средством
снижения средних затрат на производство и исключением конкуренции в условиях
планово-командной экономики.
Была запущенность всех секторов экономики, которые
должны были бы удовлетворять нужды граждан: это сельское хозяйство,
производство потребительских товаров, служба быта, жилищное строительство,
медицина, сфера досуга и т. д. Десятилетиями людям платили мизерную зарплату, а
все доходы государство вкладывало в армию и оборонные предприятия. Гигантские
предприятия превращались в организацию жизни граждан: в СССР доля предприятий с
численностью занятых в них свыше 1000 человек в 1987 г. составляла 74%. Был
очень низкий уровень качества продукции и расточительное использование всех
ресурсов, порожденные отсутствием конкуренции. По уровню производительности
труда Россия сейчас находится лишь на 37-м месте в мире. Неразвитость многих важнейших экономических
механизмов приходится сегодня создавать практически с нуля (банковская система,
система торговли, рынок ценных бумаг и т. д.). Все это усугублялось
ликвидацией частной собственности, повсеместной заменой собственностью
государства.
В итоге родилось уникальное
социально-экономическое устройство советской экономики, доставшееся России по
наследству после распада СССР. В этом устройстве государство играло основную
роль при решении практически любых задач в жизни как предприятия, так и отдельного
гражданина, т.к. государственные чиновники распоряжались всеми типами ресурсов
и благ, а все люди работали на единственного работодателя — государство.По состоянию на ноябрь 2000 г. почти 70 тыс. предприятий
имели неплатежи, общая сумма таких неплатежей составила 34,6% по отношению к
валовому внутреннему продукту всей страны (против 19,5% в 1994 г.). Такое
устройство российского «рынка» стало возможным потому, что директора российских
предприятий уже в 1992 г. сообразили: если долги есть у отдельных предприятий, то
это вина самого предприятия. Но если долги есть у всех, и огромные, то это
проблема государства. И пусть государство само ее и решает! Подобная
экономическая логика оказалась возможной потому, что в 1992 г. все предприятия
в стране были государственными и потому никакое банкротство им не угрожало.
Ведь банкротство — это разорение собственника фирмы, а как
государство-собственник могло объявить о банкротстве ему же принадлежащего предприятия? И потому государство было
вынуждено отступить под давлением директоров предприятий и провести так
называемый «взаимозачет неплатежей». До сих пор
не работает как следует механизм банкротства, а экономические результаты
приватизации оказались куда меньше, чем ожидалось. Но если Россия сохранит
взятый курс, то постепенно ситуация начнет улучшаться.