Правовые памятники дают яркую картину сословно-кастового деления древнего
общества Индии, которое приобрело здесь наиболее законченные формы.
Социальное расслоение в Древней Индии привело не к формированию классов
(рабовладельцев и рабов), а к возникновению особых сословных групп – варн:
брахманов (жрецов), кшатриев (правителей, воинов), вайшьев (земледельцев,
ремесленников) и шудр (слуг). В основе этой дифференциации лежало
разделение труда, та глубокая социальная ступень разделения, когда труд
физический отделялся от умственного, материальный от духовного,
производительный от управленческого. Здесь уже заложены основы социально-
экономического неравенства, эксплуатации родовой аристократией простого
народа.
В законах Ману указаны 7 разрядов рабов (7 источников рабства: военный
плен, раб за содержание, раб по наследству, рождённый в доме, купленный,
подаренный и раб в силу наказания. Все права над рабом предоставлялись
хозяину. Раб – не правоспособен.
Также существовали религиозно-правовые границы между кастами, например, у
каждой касты был свой божий храм, изучение священных книг – привилегия
высшей касты.
Владельческие права общин в Индии были неограничены. Право распоряжаться
общинной землёй: продавать, сдавать в аренду, дарить её полностью
принадлежали ей. Также правящая верхушка получала часть ренты-налога в свою
пользу.
Таким образом, внутри каждой варны развивалось социальное неравенство,
деление на эксплуатируемых и эксплуататоров, но кастовые, общинные,
большесемейные границы, скреплённые правом, религией, сдержали их слияние в
единую классовую общность. Это и создавало особую пестроту сословно-
классовой социальной структуры Древней Индии.