Открытый урок по литературному чтению. (3 класс)
Тема. Рассказ В.И.Белова «Верный и Малька» из цикла «Рассказы о всякой живности»
Цель:
Создать условия для обогащения чувственного опыта учащихся.
Способствовать речевому развитию и формированию навыков чтения и слушания через понимание текста, его языка.
Воспитывать интерес к чтению произведений писателей севера.
Вступление.
Мы гостей встречаем нынче
В деревеньке необычной.
-Как называется деревня?
(Тимониха Вологодской области)
-Чем она необычна?
(В этой деревне родился В.И.Белов)
*Замечательный северный писатель.
Показать портрет писателя.
Чем он замечателен?
(Он пишет про деревню, про людей, про животных, про их отношения. У В.И. Белова есть сборник рассказов « Рассказы о всякой живности»
- Что обозначает слово «живность»?
*** На доске прикреплен клубок с нитками (на нитке висят словарные слова)
Мы продолжим собирать северные слова на нитку в клубок.(живность, мерин, не стало житья, Малька отступилась)
Постановка темы урока и цели .
Тема. Рассказ В.И. Белова «Верный и Малька»
-Что будем делать на уроке?
* познакомимся с рассказом
*поработаем над содержанием текста
*рассмотрим поведение героев
Звучат частушки в исполнении ребят про собаку, про коня, про козла.
Работа с текстом.
А) Чтение текста учениками.
Б) Деление на части.
План. (изобразить схематично с помощью пиктограммы)
«Знакомство»
« Общение»
«Отношения не сложились»
В) Выборочное чтение.
На доске прикрепить портреты Верного и Мальки на большом расстоянии.
Работа с 1 частью «Знакомство»
Где происходит действие и первое знакомство?
Малька.
облает
тяпнет
рычит
*** неприятная
Работа со 2 частью «Общение»
Выбрать слова, которые характеризуют Мальку.
-Что использовал автор, чтобы мы смогли представить собаку? (глаголы)
бросалась
наглела
подскакивала
вцепилась
*** подбор подходящего прилагательного (Малька противная, неприятная)
Найти описание коня.
(глаголы)
замер
терпел
фыркал
бросился
*** Верный терпеливый.
Малька:
бросалась
лаяла
визжала
налетала
преследовала
*** Малька злобная.
Верный:
не боялся
бежал
не связывался
*** Верный спокойный.
Работа по 3 части «Отношения не сложились»
Что изменилось в жизни героев?
*** Малька (неугомонная)
***Верный (не связывался, чем заслужил уважение Мальки)
Вывод: отношения между конем и собакой не сложились. Они были слишком разными. Отношения между животными складываются так же, как и у людей.
Закрепление материала.
Северная игра «Разиня»
Ученики поют песню, а в это время Якимка по плечу задевает сидящих за столами, они встают и цепляются друг за друга за пояс.
«Якимка , Якимка
Сходи за мякинкой,
Накорми скотинку:
Корову - чернуху,
Кобылку-рыжуху,
Теленка, ягненка,
Овечушку - матку,
Курочку –хохлатку»
Песня заканчивается, за Якимкой цепочка участников игры. Им задается вопрос по содержанию текста . Игру можно повторить 3-4 раза, пока весь класс не станет участниками.
-Как звали хозяйку Мальки?
-Почему мерин чесался?
-Что привлекло внимание Мальки после Верного?
6.Работа в творческих группах.
1. «Артисты» (изобразить отношения Мальки и Верного)
2. «Художники» (нарисовать главных героев)
3. «Исследователи» (найти отличия деревенских собак от городских)
4. «Друзья»
7. Итог урока.
-Понравился ли рассказ?
- Что можете сказать про писателя?
- Чему научились?
-Что узнали нового?
Этот урок посвящен удивительному писателю из Вологодской глубинки В.И.Белову Он мечтал , чтобы северная деревня жила, чтобы мы берегли культуру северную.