2.1. Новая парадигма образованияГлавным в реформировании педагогического образования «должно стать изменение целевых ориентиров, содержания, методов обучения, позиции студента в учебном процессе»,т. е. «превращение его в активного субъекта собственного учения», что по сути означает переход «от “знаниевой” парадигмы, от подготовки “традиционного” учителя» — к воспитанию «широкообразованного специалиста, имеющего значительную культурологическую подготовку». [Абасов З. Инновационность в образовании и подготовка учителей // “Alma Mater” (“Вестник высшей школы”). – 2001. — № 4. — С. 9.].В рамках парадигмальных изменений в сфере образования принципиальное значение приобретает проблема выяснения специфики обучения и образования при использовании различных подходов к организации и осуществлению учебно-образовательного процесса, в частности, – контекстного обучения (внешний процесс по отношению к обучающемуся) и проективного образования (процесс внутренний, связанный с развитием личности).«Контекстное обучение (Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М., 1991 г.) и проективное образование (Ильин Г.Л. Проективное образование и реформация науки. - М., 1993 г.) имеют немало общего, так что возникает стремление отождествить их. В самом деле, и то, и другое направлено на освоение знаний, которые могут быть использованы в практической деятельности, и вся учебная подготовка идет под ее знаком: определяются цели, подбираются средства их достижения, строится учебный процесс, оценивается результат обучения. Словом, и в том, и в другом случае учебный процесс протекает в контексте будущей деятельности, к выполнению которой готовится обучающийся.Однако различия, на первый взгляд несущественные, при внимательном теоретическом рассмотрении становятся весьма ощутимыми, более того, приобретают принципиальный характер, что и послужило основанием для сопоставления контекстного обучения и проективного образования в рамках одной общей проблемы: становления специфики обучения и образования». [Ильин Г. Проблема различия обучения и образования // Alma Mater (“Вестник высшей школы”). – 2001. — № 5. — С. 22.].При понимании контекстного обучения как внешнего по отношению к обучающемуся , оно предстает как способ формирования специально организованной среды, наиболее адекватной задачам обучения, прежде всего задачам профессиональной деятельности, и обучение – это формирование личности по заданному образцу.Некоторые характеристики контекстного обучения:1) мотивация осуществляется с помощью методов активного обучения, способных разбудить в учащемся познавательный интерес для освоения знаний и получения образования;2) обучающийся – объект педагогического воздействия как организационного, так и информационного;3) отношение обучающегося к получаемым сведениям – как к знаниям: объективным, независимым от людей;4) отношение к источнику сведений (учителю или преподавателю) основано на авторитарности источника, предполагающей его властные полномочия, безусловное доверие и подчинение;5) сотрудничество с другими людьми, помимо общения с педагогом-преподавателем, является одним из условий, но не обязательным, ускоряющим (или замедляющим) процесс усвоения знаний и влияющим на его качество;6) образование предстает как способ усвоения готового и общепризнанного. [Ильин Г. Проблема различия обучения и образования // Alma Mater (“Вестник высшей школы”). – 2001. — № 5. — С. 22—23.].