Пьеса М. Горького "На дне" явилась ярким изображением взаимоотношений
человека со средой, со всей совокупностью не зависящих от него
социальных условий. Это опровержение пассивного гуманизма, обращенного
лишь к таким чувствам, как жалость и сострадание, с одной стороны, и
противопоставление ему, с другой стороны, гуманизма активного, можно
даже сказать, революционного, возбуждающего в людях стремление к
протесту, борьбе. Поначалу этого не поняли, и Луку, которого сыграл
Москвин, все восхваляли, он сделался центром внимания. “Лука должен был
явиться отрицательным типом, в противовес ему предполагалось дать
Сатина. Вышло же наоборот: Лука стал положительным, а Сатин очутился в
роли подгудка Луки”, - писал Горький.
Действие пьесы развивается по нескольким параллельным сюжетным линиям, почти независимым друг от друга. В особый сюжетный узел завязываются отношения хозяина ночлежки Костылева, его жены Василисы, сестры ее Наташи и вора Васьки Пепла - на этом материале можно было создать отдельную социально-бытовую драму. Обособленно развивается сюжетная линия, связанная с отношениями потерявшего работу и опустившегося слесаря Клеща и его умирающей жены Анны. Социально-философский конфликт пьесы разрешается в речи Сатина. Здесь слышен голос Горького, его правда: нужно принять жизнь, не прятаться от реальности, опираться на лучшее, что есть в человеке. В человека нужно верить, чтобы он поверил в себя. Но нельзя отказывать ему в любви и жалости, потому что не вовремя сказанная правда убивает. Действительно, на основе этой драмы тоже можно было создать отдельное произведение. Вот почему пьесу “На дне” называют социально-философской драмой. В пьесе много и других героев, но все они живут своей жизнью и собрались в ночлежке.