В повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин
обращается к исторической теме — крестьянскому восстанию под предводительством
Емельяна Пугачева. Кто он — Пугачев, чье имя потрясало города и селения,
крепости и воинские гарнизоны и заставляло царицу Екатерину бросить на
подавление мятежников лучшие части регулярной армии? Злодей или защитник
обездоленных?
Публицисты и историки XVIII—XIX столетий
изображали его обыкновенным заурядным человеком, кровожадным убийцей. До
начала XIX века имя Пугачева было под запретом. Но и позднее ежегодно
в церквах попы провозглашали ему анафему (проклятие). Похоже, во времена
Пушкина стали появляться исторические сочинения, повести и даже романы о
«пугачевщине», однако личность вождя крестьянского восстания в них бьша
представлена однобоко. О Пугачеве писали не иначе как о «злодее», «убийце»,
«враге отечества». Только народные сказания и легенды называли его «красным
солнышком» и хранили память о нем как об «отце», заступнике угнетенных.
Иное видим мы в повести Пушкина
«Капитанская дочка». Именно Пушкин первый из литераторов и историков увидел в
Пугачеве выдающегося человека из народа. Пугачев показан талантливым и смелым
представителем народа, предводителем антикрепостнического восстания. Он
является выразителем характера русского народа. Особенно подчеркивает писатель
ум, храбрость, сметливость и героизм предводителя. Пушкин старается всесторонне
и глубоко раскрыть личность Пугачева, вовсе не идеализируя его. Герой Пушкина
беспощаден ко всему антинародному, но великодушен и гуманен по отношению к
простым людям. Он суров и беспощаден к тем, кого считает угнетателями народа,
не разделяя их на Добрых и злонравных. Пугачев жестоко расправляется с
комендантом Белогорской крепости капитаном Мироновым и его подчиненными, хотя
это были простые, добрые люди, а не безжалостные крепостники. Но, как истинный
русский человек, он помнит и добро, которое ему когда-то сделал Гринев: во
время бурана Гринев, желая отблагодарить «вожатого» за оказанную ему услугу,
дарит с барского плеча заячий тулупчик. Долг платежом красен: во время мятежа
Пугачев милует Гринева, даруя ему жизнь. Самой большой мечтой Пугачева было освободить
народ от угнетения, улучшить жизнь крестьян. Возглавив восстание, он заставляет
называть себя царем-батюшкой. В народе в то время жила вера в «доброго царя»,
хотя Пугачев, разумеется, далеко не всегда был добр.
Символический смысл калмыцкой сказки об
орле и вороне, которую Пугачев рассказывает Гриневу: лучше прожить жизнь
короткую, но достойную, чем жить триста лет и питаться падалью. Таков был и
жизненный девиз самого Пугачева.
Пушкинский Пугачев — личность
неоднозначная. Он и «злодей», казнивший ни в чем не повинных людей, он и
великодушный добрый человек, помиловавший Гринева и защитивший сироту Машу
Миронову (в гибели родителей которой сам же был и повинен). Но если
рассматривать ситуацию с позиций нынешнего дня, то я б не назвала Пугачева героем.
По-моему, нельзя пытаться нести добро, заливая все вокруг кровью.