В произведении Фонвизина «Недоросль» образ
Митрофанушки тесно связан с темой воспитания, так как по сути именно
неправильное воспитание стало причиной злонравия юноши и всех его отрицательных
черт.
Митрофан — юноша в пьесе
изображен «маменькиным сынком» — он ничего не может сам, за него все делают
слуги или мать. Получив от Простаковой жестокость по отношению к слугам,
грубость и мнение, что образование занимает одно из последних мест в жизни,
Митрофан перенял еще и неуважение к близким людям, готовность обмануть их или
предать ради более выгодного предложения.
Юноша такой же корыстный, как Простакова. Он становится достойным сыном своей
матери, переняв ее «лучшие» черты, чем и объясняется финальная сцена комедии,
когда Митрофан бросает лишившуюся всего Простакову, уходя служить к новому
владельцу деревни Правдину. Для него старания и любовь матери оказались
ничтожны перед авторитетом денег и власти.