С приходом к власти в 2000 г. В. Путина началось поэтапное проведение реформ, направленных на укрепление властной вертикали. Построение административной вертикали привело к установлению более развитого и акцентированного политического и экономического контроля федерального центра над регионами. Еще одной характерной чертой данного процесса стало увеличение полномочий исполнительных органов власти и снижение роли представительных органов как на федеральном, так и на региональном уровнях. Складывается система управления, в которой представительные органы власти все меньше влияют на процесс принятия ключевых политических решений, в то время как доминирующая роль отведена президенту и президентской администрации, функции которой фактически дублируют функции российского правительства.
Как всегда, неограниченное усиление исполнительной ветви власти формирует институциональные условия, способствующие снижению гражданской инициативы и приводящие к последовательному вытеснению гражданских структур из поля публичной политики, из механизмов принятия политических решений.
В рамках данной работы вертикаль власти рассматривается не только как система институтов, но и как один из механизмов взаимодействия общества и власти. Эффективность институтов вертикали власти оценивается по их способности обеспечивать двустороннюю коммуникацию между обществом и властью посредством реализации следующих функций. Выявление интересов и проблем социума, их формулирование.Трансляция интересов и проблем социума «наверх», в органы власти.Разработка проектов решений.Участие в процедуре принятия решений.Реализация решений.Мониторинг и контроль за ходом реализации решений.Коррекция решений.
В понятие «вертикаль власти» включены как иерархически организованные институты исполнительной власти (исполнительная вертикаль), так и институты законодательной власти (парламентская вертикаль), которые в настоящее время фактически встроены в систему исполнительной власти и все чаще выполняют функцию административного механизма для легитимации решений исполнительной власти. В качестве одного из уровней вертикали власти рассматривается также местное самоуправление.
По линии «центр — регионы» в рамках построения вертикали исполнительной власти были предприняты следующие основные шаги.
Создание новых административно-территориальных образований — федеральных округов.Введение института полномочного представителя Президента в федеральном округе.Расширение полномочий федеральных инспекторов.Изменение принципа формирования Совета Федерации (выведение губернаторов из его состава).Отмена выборов депутатов Государственной думы по территориальным округам и переход на выборы по партийным спискам.Переход от выборов губернаторов к их назначению федеральным центром.Создание Госсовета РФ.Последовательное изменение системы перераспределения доходов от налогов в пользу федерального центра.