Иногда творческие способности детей граничат с гениальностью, особенно если они дают возможность опередить свое время и постигнуть новые области познания и опыта.
Если встать на точку зрения, имеющую ярко выраженную социальную окраску, и согласиться с тем, что талант - не счастливый дар, данный от природы, а результат особых оптимальных условий обучения, трудолюбия и любознательности, то утверждение, что отдельный индивидуум, не получивший образования, не может считаться талантливым, далеко не соответствует действительности. Мейснер Т. Реализованные и нереализованные способности. - Москва: «Крон-пресс», 2000г. - с.9 Уже давно и неоднократно доказано, что даже в самом демократическом обществе люди не рождаются с одинаковыми способностями.
Главный вопрос, который нас интересует в данной работе - это вопрос о том, может ли окружающая среда оказывать серьезное влияние на развитие творческих способностей ребенка? Сегодня в психологии ведутся споры по этому поводу. Многие ученые считают, что окружение и внешняя среда имеют важное значение только для раскрытия и применения природного дарования.
Другие, наоборот, убеждены, что каждый ребенок находится под воздействием своего окружения и, соответственно, является продуктом своей среды. Следовательно, творческие способности формируются под влиянием психодинамических воздействий, то есть под влиянием среды, которая может быть доброжелательной или враждебной к нему.
Следует сказать, что практическая реализация наших врожденных задатков повышает функциональные возможности организма, а благотворное влияние окружающей среды делает этот процесс более продуктивным.
Развитие врожденных способностей возможно только при наличии среды, способствующей их развитию, а среда помогает развитию способностей только при наличии хорошей наследственной основы. Если нет такой основы, то бессильна и среда. Если же среда не окажет своего благотворного воздействия, то самые лучшие задатки могут оказаться невостребованными.
При взаимодействии хорошего наследственного материала и благоприятного влияния окружающей среды создаются оптимальные условия для развития творческих способностей.
Что касается влияния этно-культурного компонента на развитие творческих способностей детей, то многочисленные исследования показали, что в отношении развития и таланта все люди разных этнических групп равны.
Приведем пример такого равенства. Юная скрипачка выходит на авансцену. За ее спиной - один из знаменитейших симфонических оркестров в мире. В свои 12 лет она уже пользуется заслуженным авторитетом среди музыкантов и критиков, которые высоко ценят ее исполнительское мастерство. Когда знаменитый американский дирижер впервые услышал игру юного дарования, она так поразила его, что он пригласил девочку солировать в концерте Нью-Йоркского филармонического оркестра. Своим исполнением Концерта №1 Паганини она привела слушателей в восторг. Имя этой скрипачки - Сара Чанг, она родилась в Америке в семье корейских эмигрантов. Публика, узнав об азиатско-американском происхождении Сары Чанг, была сильно удивлена. Так как многими учеными-психологами доказывалось, что уровень интеллекта и творческих способностей ниже, чем у белых.
Еще раз скажем о том, что люди испытывают слабое или, наоборот, серьезное влияние этнических моделей микрокультуры, в которой они были воспитаны. Каждый человек в разной степени подвержен этим влияниям. Кроме того, индивид может принадлежать одновременно к нескольким этническим группам, уровень воздействия которых неодинаков.